«Тройка — это норма, а отличники в зоне риска»

Психиатр Вениамин Житловский

Как распознать психическое расстройство, насколько опасны компьютерные игры и что поможет сохранить здоровье при высоких интеллектуальных нагрузках, рассказывает психиатр Вениамин Житловский, доцент Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова.

 

Как понять, что ребенку нужна помощь

Мы обращаем внимание на необычное поведение, которое не укладывается в привычные рамки. Например, ребенку стало трудно в школе и дома. Он замыкается в себе или выдает необоснованные, истерические реакции — кричит, ругается, ведет себя агрессивно. И это происходит часто.

Для подросткового возраста типичны следующие реакции:

  1. Протест. Активный — ребенок ругается, возмущается, протестует. Пассивный — уходит в себя, не отвечает, но обижается.
  2. Эмансипация: «Вы что меня тут учите?!»
  3. Группирование со сверстниками, когда группа определяет поведение.

Если мы справляемся с типичными проявлениями подросткового возраста — помощь специалиста не нужна. Если не получается управлять ситуацией, то надо советоваться с психологом. В случае, когда он не смог адекватно помочь, обращаться к психиатру.

 

Психолог или психиатр?

Ребенок кричит: «Вы мне все надоели, я сейчас [покончу с собой]» — нужен психиатр. Или он избил кого-то ни с того ни с сего, по пустяковой причине. Или перестал общаться со сверстниками, сидит в углу — тоже к психиатру. То есть это крайние формы поведения.

  • Психолог не лечит. Он может разобрать ситуацию, в которой оказался ребенок.

Например, у ребенка конфликт в классе, он не понимает, как себя правильно вести. В этой ситуации нужна помощь психолога. Или психолог может вас обучить, как сказать «нет». Но если у меня температура — от того, что мы сейчас поговорили, она не пройдет. В некоторых случаях нужна помощь именно психиатра.

Как выбрать врача? Это самое сложное. Вы пришли к психиатру советоваться, поговорили, вам врач не понравился. Уходите. Пришли к другому — вам назначили лекарства, которые вам не подошли. Не надо пить их месяцами. Два-три дня приема препаратов показывают — доктор правильно все определил или нет. Пойдите еще к кому-нибудь, посоветуйтесь! Получите второе мнение. Попробуйте выбрать. Если оба мнения кардинально разные, значит, надо искать третье.

 

Главные признаки агрессии

Если вы хотите узнать, кто пойдет в школу и будет стрелять — это невозможно. Мы не угадаем. Люди, которые вынашивают такие планы, скрывают их.

Что в наших силах? Общаться со своим ребенком, чтобы в трудную минуту он мог нам рассказать о своих переживаниях, а не скрывать. Чтобы его не наказывали за это, а выслушали, спросили: «А как ты считаешь? Давай подумаем». Дети в подростковом возрасте уже готовы принимать собственные решения. Желательно ребенка в этом направлять, но не навязывать свою точку зрения. Разговаривать так, чтобы сформировать у сына или дочери собственное решение.

Но в норме вы все равно всего не узнаете о своем подростке. Например, мои родители почти ничего не знали обо мне. Но мне повезло, что я был в спортивной секции «Динамо». Я боялся потерять это. И все мои неправильные поступки были ограничены до определенной степени — чтобы в секции не узнали и меня не выгнали.

Считаю, что детям нужна мотивация — музыка, спорт, рисование, какие-то предметы, которые их держат, важны для них. Школа часто не играет этой роли. Дети не думают: «Если я не поступлю, то как?» Должна быть собственная мотивация.

 

О компьютерных играх

Компьютерные игры влияют на эмоциональный фон ребенка, если у него уже есть проблемы. Если нет — не влияют. Игры — это нагрузка, которая может обострить состояние. Ребенок замкнутый, общается в интернет-сообществе, в играх. Но от этого еще больше уходит в себя. У него должно быть quantum satis личного общения (quantum satis (лат.) — термин, означающий количество, которого достаточно. — Примеч. ред.).

  • А подросток ушел только в игры. Родители довольны — он же не мешает, сидит тихо. Но это нехорошо.

Считается, что компьютерные игры дают возможность разрядки. Но лучше, чем примитивная физкультура, разрядки не будет. Любая правильная физкультура — та, которую ребенок выбрал — до определенной степени нивелирует все. И порой дает нам возможность не употреблять психотропные препараты.

 

Вундеркинды и психическое здоровье

Норма — это серая посредственность. Тройка, четверка — это норма. В будущем это будет психически здоровый человек. Истинный, талантливый отличник — это зона риска. Но если удается правильно отрегулировать нагрузки, а компенсаторные возможности психической деятельности более-менее адекватны, то человек достигнет многого.

Вундеркинды, которые в 5-7-10 лет институт готовы окончить, часто психически нездоровы. И родители этого не понимают. Приведу примитивный пример. Накрыт огромный стол, столько вкусных блюд, все хочется попробовать. И я продолжаю есть, хотя мне уже тяжело. И закончится это плохо. Точно так же — с избытком определенных знаний. Они должны поступать в определенном порядке, а не все сразу. Моментально ими овладеть невозможно.

Если ребенок увлечен учебой, ему интересно, у него должны быть периоды отдыха. Ему нужна любая физическая нагрузка. Пешая прогулка — пожалуйста. Не обязательно заниматься спортом. Адекватная физическая нагрузка даст возможность правильно заснуть, вовремя переключиться.

Многие не уделяют внимания физическим нагрузкам. К сожалению, в какой-то момент что-то порвется. Может быть, ребенок и потянет — и школу закончит, и в вуз поступит. Но риск остается.

 

О психических расстройствах у детей

Психическая деятельность ребенка формируется к трем годам. До трех лет психические проявления, которые пугают родителей, не дают нам права оказывать помощь. Мы можем что-то поправить по мелочам, но ждем полноценного психического проявления.

Пубертат — провоцирующий момент. Большое количество гормонов, если мы не можем их адекватно выместить, вымещаются неадекватно. Это приводит к обострению характера, привычек, поведения. Вызвали родителей в школу и все как-то устаканилось? Значит, это не острый психотический эпизод.

Может ли быть у детей депрессия? Для истинной депрессии свойственна триада симптомов. Замедление скорости ассоциаций, снижение настроения и снижение воли.

  • Трудно встать, тяжело что-либо сделать, умыться, одеться — это типичная депрессия.

Нетипичная — тревожная депрессия. У меня мысли крутятся только вокруг того, что плохое может случиться. Скорость мышления связана с этой тревогой. Не со знаниями, а с какими-то сюжетами, которые беспокоят.

Если эти признаки появляются — триада симптомов — это депрессия. У детей она тоже возможна. Только не так, как у взрослых, потому что они еще незрелые. Часто на высоте каких-то эмоциональных переживаний дети могут быть ажитированы. Но недолго. Компания собралась, влюбленность, интересный фильм посмотрел. Такой эпизод не страшен. Заставляет насторожиться длительное состояние ажитации — день, два, три. Нужно обращаться к специалисту.

 

Можно ли окончить школу психически здоровым человеком?

Конечно, можно. Но я, врач-психиатр, скажу такую необычную вещь. Дети должны достаточно заниматься физкультурой. Хитрость заключается в том, что все психические расстройства, как и соматические — это формирование биохимических продуктов.

  • Эмоциональные переживания никуда не пропадают, а откладываются глубоко в нашем бессознательном. Если чайник поставить на огонь и запаять носик, то он взорвется.

Если ребенок переживает сильные эмоции и не может выместить, то в какой-то момент произойдет срыв. Какой? В зависимости от типа темперамента. Общительный будет кричать, ругаться. Замкнутый — копить и потом совершит какой-нибудь поступок. Тревожный будет испытывать тревогу, страх, опасения. Все зависит от характера.

Если родители с детства привлекают ребенка к физическим нагрузкам — зовут в бассейн, покататься на лыжах — это полезно для его психического и физического здоровья. И он должен понимать, что физическая активность — это хорошо, что ею надо заниматься, ее поддерживать надо, хоть конфетами, хоть медалями. Правильная физкультура убережет ребенка от приема психотропных препаратов. Это гораздо выгоднее!

У детей огромное количество интеллектуальных нагрузок. Наступает момент, когда ребенок мало двигается физически. Только идет от школы до дома, а если на машине — это вообще не очень хорошо. Правильная физическая нагрузка снимает то, что за день накопилось интеллектуально. Интерес к физкультуре нужно воспитывать с детства: с трех, пяти, семи лет. Когда родители тоже участвуют, получают удовольствие от нагрузок, то ребенок это впитывает.

Занимаясь физкультурой, ребенок может пройти через огромные интеллектуальные нагрузки более благоприятно. Если он в будни загружен, а до школы добирается на машине по полтора часа, то в субботу и воскресенье ему нужна физическая активность — та, которая нравится. Велосипед, скейтборд… Так, чтобы накатался, пришел домой без сил.

Подросткам важно, чтобы у них было общение. Должно быть какое-то хобби значимое. То, из-за чего с ним захотят дружить. Все эти элементы восполняют эмоции ребенка, которых может не хватать на фоне этой нагрузки. Любые адекватные увлечения — тоже. Не компьютерные игры. Кстати, в компьютерные игры тоже можно играть, но договориться — определенное количество времени.

Источник