«Светлая Пасха»
Конспект занятия в средней группе
Ольга Эдуардовна БЕЛИК, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №7, с. Кухаривка, Краснодарский край
Интеграция областей: познавательное развитие.
Цели:
- познакомить детей с праздником Пасхи, дать представление о ней;
- расширить знания о происхождении пасхальных обрядов и традиций;
- воспитывать патриотические чувства и интерес к народному творчеству, русской культуре на основе беседы о русских народных традициях празднования Пасхи;
- развивать память, мышление, воображение, внимание, речь, зрительный анализатор;
- активизировать и обогатить словарь детей по теме.
Задачи:
- Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
- Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народным играми и забавами.
- Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц.
Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Группа оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.
Вводная часть:
Воспитатель с детьми заходит в группу, оформленную к празднику Пасхи
Воспитатель: Пасха — самый главный христианский праздник. В этот день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла. (К. Фофанов)
Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиберию. А в те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные –кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа.
Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное. Не успел Тиберий закончить фразу, как это белое яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным. С тех пор на Пасху все христиане стали красить яйца и вот почему Пасху называют «Красная Пасха» — ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.
А много позже традиция расширилась, яйца стали красить в разные цвета, не только в красный, или наносить на них различные рисунки. Яйца дарят со словами: «Христос воскресе!». В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца:
— Чем отличаются эти яйца? (ответы детей)
Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор. А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну, и люди наблюдали за погодой – так складывались народные приметы.
— Посмотрите на улицу, лежит ли еще снег? (ответы детей)
Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
— А теперь посмотрите, идет ли дождик, или светит солнышко? (ответы детей)
Есть еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
— Как вы думаете, какое у нас будет лето? (ответы детей)
Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю». Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Дети повторяют за воспитателем хором:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Вот мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Раньше, в древние времена, на Пасху дети играли с пасхальными яйцами. Например, ударяли пасхальные яйца друг о друга: побеждал тот, чье яйцо не разбилось. Или катали яйца по земле (траве), у кого дальше укатится, тот и победил. Или раскручивали яйца на столе: побеждал тот, чье дольше будет крутиться.
— Давайте и мы с вами поиграем?
Дети: Да!
- Игра «Найди яйцо». Воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
- Игра «За двумя зайцами». Воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
- Игра «Катание яиц». Воспитатель устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. У кого яйцо укатится, тот и выиграл.
- «Игра-несушка». Для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.
- «Битва яиц». Для этой игры воспитанники берут в руки окрашенные яички. Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке, другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.
Рефлексия:
- Ребята, с каким Великим православным праздником мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Что вы узнали нового? (Ответы детей)
- Вы отмечаете праздник Пасхи дома? (Ответы детей)
- Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 г.
- Григорьева А.А. Сценарий внеклассного мероприятия «Пасха – праздник светлого Христова воскресения»» http://festival.1september.ru/articles/418331/
- Старыгина Т.В., художник Лапшина Д.Ю. «Пасхальная книга для детей».
- Станислав Брейэр «Мамина пасочка. Сборник добрых историй».