ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Трудности с вниманием совершенно не означают, что ребенок глупый. Дети с высоким уровнем развития интеллекта часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств.
Чаще всего причина в том, что к школе древние механизмы мозга, которые отвечают за непроизвольное внимание, по каким-то причинам не достигли необходимой зрелости. Такому ученику приходится тратить в классе много сил для того чтобы «не выпадать» из урока. И он не всегда может заметить, когда это происходит.
Учителя часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей. И в какой-то момент их мозг просто отключается.
ПЯТЬ ВАЖНЫХ ФАКТОВ О ВНИМАНИИ, О КОТОРЫХ НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
- Внимание существует не само по себе, а только внутри определенных видов деятельности. Можно внимательно или невнимательно смотреть, слушать, двигаться. И ребенок может, например, внимательно смотреть, но невнимательно слушать.
- Внимание бывает непроизвольным (когда не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы быть внимательным) и произвольным. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
- Для того, чтобы «включить» в классе произвольное внимание, ребенку необходимо уметь с помощью непроизвольного обнаруживать определенный сигнал (например, голос учителя), не обращать внимания на конкурирующие (отвлекающие) сигналы, быстро переключаться, когда необходимо, на новый сигнал.
- Пока точно неизвестно, какие области мозга отвечают за внимание. Вернее, ученые выяснили, что в регуляции внимания принимают участие многие структуры: лобные доли коры мозга, мозолистое тело, гиппокамп, средний мозг, таламус и другие.
- Дефицит внимания иногда сопровождается гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью), но часто невнимательные дети бывают и медлительными.
- Невнимательность — это вершина айсберга. У таких детей выявляется целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в поведении проявляются как проблемы с вниманием.