«Работать нужно в удовольствие»
Учитель истории и обществознания из Уссурийска Светлана Морозова — из тех, кто верит, что участие в конкурсах — это не только вызов самому себе, но и возможность научиться новому. В этом году она стала одним из финалистов всероссийского конкурса для преподавателей частных школ «Вклад учителя 2021». В разговоре с «Педсоветом» Светлана рассказала о том, как не терять интерес к работе и где искать вдохновение и поддержку.
«Учитель — это судьба»
Я стала учителем по стечению обстоятельств. На самом деле, я планировала учиться на юриста во Владивостоке, но мне пришлось остаться в родном Уссурийске. Я поступила на историко-правовой факультет педагогического института и думала, что после окончания вуза вернусь к своей мечте и пойду работать в силовые структуры.
После института меня распределили учителем в поселковую школу — в Михайловский район Приморского края, где я в итоге проработала 15 лет. Именно там я поняла,что школа — это мое. У нас был молодой коллектив, молодой директор, в этой школе я получила свои первые награды.
Через 15 лет, вернувшись в Уссурийск, сначала я стала завучем по учебно-методической работе в своей родной школе. В этой должности старалась мотивировать педагогов участвовать в конкурсах, на своем примере показывать, что без непрерывного профессионального роста в нашем деле очень сложно. А через некоторое время я начала работать учителем истории и обществознания в школе-интернате, где преподаю сейчас.
К сожалению, сейчас молодые учителя-практиканты на вопрос: «Вы хотите в школе работать?», — отвечают: «Нет, что вы…».
Но я уверена, что профессия учителя — это судьба, и если ты все-таки выбрал ее, то нужно искать позитив и получать от работы удовольствие.
«Вы будете звездой экрана»
У меня большой опыт участия в краевых и всероссийских конкурсах. Концепция «Вклада учителя» зацепила меня тем, что участникам не просто предлагали писать какие-то талмуды или давать открытые уроки, которые зачастую заранее отрепетированы — организаторы разработали творческие задания, в которых педагоги проявляют себя в действии.
Одно из них — участие в образовательном событии, результат которого невозможно спрогнозировать. Особенность этого формата в том, что его главные участники — ученики. От того, как они проживут этот опыт, зависит результат. Образовательное событие не вписывается в рамки обычного урока: оно предполагает долгую подготовку учеников и занимает больше времени. В этом есть драйв, риски, которые дают возможность проявить себя. Мне эта практика знакома: в своей школе мы проводим образовательные события ежегодно. Например, на событии «Вахта памяти» у нас открывались мастерские, посвященные профессиям Великой Отечественной войны, а на событии «Учение с увлечением» сотрудники школы и старшеклассники проводили мастер-классы по своим хобби. На конкурсе мне было любопытно узнать, как с этим работают коллеги.
Мне близки технологии тьюторства, и я думаю, что образовательные события — лучший способ научить детей культуре выбора.
Оказалось неожиданным то, что образовательное событие, которое мы должны были проводить, разработано другим конкурсантом. Нам достался проект Алексея Московского, учителя труда из Серпухова. Задача была разработать маскот — школьный талисман. Нам это далось легко: моя школа принадлежит корпорации ОАО «РЖД», и раньше мы уже создавали маскот на корпоративную тематику. Детям это и близко, и интересно. Мне кажется, что вовлеченность учеников сыграла свою роль, и на конкурсе мы вошли в десятку лучших.
Еще одно задание, которое потребовало максимального творческого включения — педагогический стендап. Я, конечно, люблю пошутить, но когда нас начали обучать стендапу, для меня было открытием, что над шутками нужно работать, их нужно создавать. Мне казалось, что комики просто импровизируют на сцене. Лично мне было непросто создавать тексты шуток и представлять их публике.
Но я чувствовала поддержку моих учеников: несмотря на разницу во времени между Уссурийском и Москвой, они следили за трансляцией, писали комментарии. А потом говорили: «Мы даже не сомневались, что вы будете звездой экрана».
Вклад в будущее
После конкурса участники образовали профессиональное содружество. Мы общаемся в социальных сетях, лайкаем фотографии, пишем комментарии, обмениваемся идеями и сотрудничаем. Например, я собираюсь подключиться к проекту Галины Ищенко «Книга городов». Мы договорились, что дети из Волгограда, где работает Галина, в октябре приедут во Владивосток. А недавно я получила подарок от другой финалистки, Натальи Пилилян из Краснодара — она прислала мне по почте свой рисунок.
Многие участники «Вклада учителя» снова встретились на летней школе «Педсовета» и познакомились там с другими коллегами, например с Аленой Маскаевой — учителем английского языка из Иваново. Мы с удовольствием поучаствовали в ее проектах «Открытки друг другу» и «Книги друг другу».
Впереди нас ждет образовательная стажировка в Екатеринбурге. Надеюсь, там мы тоже сможем профессионально пообщаться и более детально обменяться опытом.
5 тезисов о работе учителя
1. Работа должна быть в удовольствие.
В школе мы не столько работаем, сколько живем, поэтому все нужно делать с удовольствием. Радость возвращается энергией, которая тебя стимулирует. Очень важно уметь найти гармонию в жизни, понимать, чего ты хочешь, и тогда ты сможешь все.
2. Учиться нужно для себя.
Я много учусь, черпаю новую информацию у коллег, прохожу мастер-классы и семинары. Меня спрашивают: «А зачем тебе это? У тебя же есть высшее образование. Тебе что, будут больше платить?». Я долгое время не могла объяснить, но потом поняла: надо учиться для себя, чтобы воспринимать мир по-новому.
3. Профессиональное сообщество — это важно.
Учителю нужен круг людей, с которыми он может поговорить о своих профессиональных задумках. Мне повезло: у нас в крае есть «ТОГИС-клуб». Это учителя-экспериментаторы Приморского края, которые внедряют в образовательный процесс новые технологии. Мы вместе почти 15 лет. Наше общее дело — сделать образование лучше.
4. Задача учителя — развивать рефлексивные навыки.
Без рефлексии собственной деятельности нет движения вперед. К сожалению, не все это умеют по умолчанию. Бывает трудно, но мы развиваемся, только тогда, когда преодолеваем сложности. Я так детям всегда говорю: «Вы сможете стать лучше только тогда, когда набьете шишки, когда вы себя преодолеете. Никогда не бывает легко и просто. Такова наша жизнь».
5. Педагогика — это не ради денег.
Тот, кто идет в образование за деньгами, наверное, встал не в ту очередь. Но зато в школе есть вещи, которых не найдешь в других местах: дружба, смыслы, отношения между взрослыми и детьми — этого нет, наверное, нигде. Вот что ценно.