«Память, память, ты же можешь, ты должна…»

Классный час в рамках проекта «Через века, через года, — помните!..»


Зубарь Светлана Витальевна, Склянкина Людмила Николаевна, Фаустова Елена Олеговна — учителя начальных классов МОУ Гимназия № 13, г. Волгоград


 «Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна»
(Ю. Воронов)

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные школьники утратили чувство гордости за свою страну. Причин тому множество. Один из путей решения этого вопроса мы видим в повышении уровня знаний младших школьников по истории своей страны, своего края. Ведь не зная истории своей Родины, невозможно научиться любить её и гордиться ею. Образ Родины у младшего школьника начинается с улицы, на которой он живёт, с его района, с его города.
Классный час «Память, память, ты же можешь, ты должна…» является продуктом коллективно-творческой проектно-исследовательской деятельности учащихся 1 — 4 классов МОУ Гимназии №13, их родителей (законных представителей) и учителей.
 
 
Форма проведения: виртуальная экскурсия с применением проектной и информационных технологий.
Основной дидактический метод: единство и взаимосвязь всех сторон воспитания и формирования личности.
Частные методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Цели: создание условий для воспитания чувства любви и гордости за родной города, Родину, великий народ.
Задачи:
— расширить представления обучающихся о родной стране, малой Родине, Великой Победе под Сталинградом;
— воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
— создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-презентация, творческие работы учеников в рамках проекта «Через века, через года, — помните!..», маршрутные листы, Свечи памяти для минуты молчания.
 
Этому мероприятию предшествовал подготовительный период, в течение которого дети работали в группах: подбирали нужную информацию, читали книги, рисовали, изготавливали коллажи, боевые листы, участвовали в различных конкурсах.
С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей использовались различные приемы, формы и методы работы:
— метод диалогического изложения;
— проблемный метод;
— игровой метод;
— прием проектно-исследовательской технологии;
— прием рефлексии;
— методы технологии сотрудничества.

Использование данных методов и приемов способствует оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания приобретенных знаний к обобщающему и оценочному уровню представления материала.
Отбор содержания материала, формы и методы деятельности осуществлялись с учетом возрастных особенностей младших школьников, которые направлены на создание условий для всестороннего развития личности.
В ходе работы над проектом дети обогатили свои знания об истории России, о своей малой родине, героях Великой Отечественной войны, их подвигах, исследовали страницы истории своей семьи в истории страны. Младшие школьники пришли к выводу: надо знать и помнить историю свой страны, семьи, любить Родину, гордиться славным подвигом народа-победителя; память поколений – залог мирной жизни на земле; не зная прошлого, не постичь настоящего и тем более не построить будущего.
Итогом работы является и то, что мы, учителя, ученики и родители (законные представители), смогли проявить себя в совместной деятельности.
Данное мероприятие соответствует основополагающим принципам гуманизации и демократизации современной школы, отвечает требованиям ФГОС НОО, поэтому может быть использовано учителями начальной школы в классах с разным уровнем подготовки и работающих как по традиционной, так и по развивающим системам обучения.

Описание проекта

Ход мероприятия:

1. Эмоциональный настрой
 
Звучит музыкальный фрагмент песни «Память»

 

Учитель: Ребята, о чем эта песня? (Ответы детей)
— Как вы понимаете ее смысл? (Варианты ответов)
— Как вы думаете, почему мы должны хранить память о событиях прошлого?

Презентация_Память, память, ты же можешь, ты должна..
 
Слайд 1
 
— Чему будет посвящен наш классный час? (Варианты ответов)
Ребята, вы – последнее поколение, которое видит наших ветеранов в живых. И от вас зависит, как будет передаваться память о тех днях, чтобы не оборвалась цепочка поколений. Поэтому я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в далекий от нас 1942 год, в дни, когда город на Волге сражался за каждую улицу, дом и подвал.

2. Виртуальная экскурсия

Учитель: Но вы не просто будете путешествовать во времени. Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором по ходу экскурсии будет записывать названия улиц, о которых будет идти рассказ. Экскурсию мы начинаем с 23 августа 1942 года.
— Чем памятен этот день для жителей нашего города? (Ответы детей)

Слайд 2

Ведущий 1 (экскурсовод): 23 августа враг обрушил на город первый бомбовый удар колоссальной силы. За несколько часов целые кварталы превратились в развалины. Под ними погибли тысячи людей: стариков, женщин, детей. Гигантский столб огня и дыма стоял над городом целую неделю. [1]  
Слайд 3

Наш Тракторозаводский район оказался первым на пути фашистских захватчиков. Поэтому здесь проходили самые ожесточенные бои. Вся земля здесь пропитана кровью наших бойцов.

Слайд 4

Ведущий 2 (экскурсовод): В обороне города огромную роль сыграл тракторный завод. С первых дней Великой Отечественной войны Сталинградский тракторный приступил к выпуску танков Т-34. Рабочие сутками не покидали своих рабочих мест. А когда враг подошел близко к заводу, рабочие брали в руки оружие и шли сражаться. [1]

Учитель: Как называют людей, которые не были военными, но наравне с военными брали оружие и защищали родной город? (Ополченцы)

Слайд 5

В нашем районе установлен памятник бойцам-ополченцам Сталинградского тракторного завода. От площади им. Дзержинского начинается улица, названная в их честь. Как она называется? (улица Ополченская)

Слайд 6

Ведущий 3 (экскурсовод): Ранним утром 19 ноября 1942 года залпы многих тысяч орудий возвестили о начале исторического контрнаступления советских войск под Сталинградом. Многие улицы нашего города носят имена героев Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы.
 
Слайд 7

Одна из таких улиц – улица им. Павла Ивановича Батова.
П.И.Батов – генерал армии, дважды Герой Советского Союза. С октября 1942 года – командующий 65-й армией.

Слайд 8

Ведущий 4 (экскурсовод): Всем известно имя Гули (Марионеллы) Королевой.
Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. Она вынесла 100 раненых воинов с поля боя. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела их за собой в атаку. Дважды раненая, Гуля Королева не оставила поля битвы. В своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя. В ее честь названа одна из улиц нашего района.

Ведущий 5 (экскурсовод): Среди нас есть те, кто живет в микрорайоне Спартановка.

Слайд 9

Одна из улиц вашего микрорайона названа в честь моряков Волжской военной флотилии. Огромную роль сыграли в дни обороны города волжские моряки. Над Волгой день и ночь висели вражеские самолеты, по переправам враг вел огонь. И, несмотря на это, суда речного флота и катера Волжской военной флотилии за несколько дней переправили из горящего города за Волгу свыше 300 тысяч человек. Волжские моряки с честью выполняли приказ командования фронта, показывая образцы мужества и отваги.
Им установлен памятник в нашем районе и названа улица — Набережная Волжской военной флотилии.

Слайд 10

Ведущий 6 (экскурсовод): Каждый день, поднимаясь по ступеням в гимназию, мы невольно обращаем внимание на мемориальную доску и высеченную на ней надпись: «В районе школы № 28 в январе – феврале 1943 года героически сражались воины 84 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Фоменко Петра Ивановича».

Учитель: В городе Волгограде много памятных мест, связанных с героическим подвигом защитников Сталинграда. Но война прошла не только по улицам, городам нашей страны, но и по нашим семьям.

Слайд 11

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. И ваши семьи не являются исключением. Кто-то из ваших родственников участвовал в Великой Отечественной войне, а другие помогали приблизить победу, работая на фабриках и заводах в тылу, выращивая хлеб.
Участвуя в проекте «Через века, через года, — помните!..», вы записывали воспоминания о родных, чьи судьбы связаны с войной. Давайте вспомним имена этих людей.

Звучит музыка. Дети называют имена своих родных – участников войны и тружеников тыла.
 
— Почтим память погибших героев минутой молчания.
 
Учитель, группа родителей помогают детям зажечь Свечи Памяти

3. Рефлексия

Учитель: Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия. Посмотрите в ваши маршрутные листы. По каким улицам мы прошлись? (Ответы детей)
И в заключение нашего классного часа хотелось бы услышать ваши впечатления об этой экскурсии. А поможет вам следующий слайд.

Слайд 12

— Продолжите фразы:
*Я понял(а) …………………………..
*Я узнал(а) ……………………………
*Я хочу ……………………………….

 
Использованная литература:
П.А. Гундырин «Путешествие по Волгограду», Волгоград, 1987.