«Моторчики» и «мечтатели»: как ведут себя дети с СДВГ в классе

Непослушные, труднообучаемые, неусидчивые или наоборот слишком медлительные — все это можно сказать о детях с СДВГ. Разбираемся в причинах и паттернах поведения таких учеников и в трудностях, с которыми может столкнуться учитель, работая с ними в классе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это совокупность поведенческих особенностей при неоптимальной работе нервной системы.

Причин у него несколько:

  • генетика;
  • осложнения в беременности и родах;
  • вредные привычки и стресс будущей матери;
  • низкий вес при рождении (менее 2,5 кг);
  • заболевания и травмы первого года жизни.

Нейровизуализационные исследования доказывают, что объем многих отделов коры головного мозга детей с СДВГ меньше, чем у ровесников без синдрома. Особенно видоизменяются функции лобных долей. А это та часть мозга, которая отвечает за:

  • переключение с одного вида деятельности на другой;
  • управление импульсивными реакциями;
  • соблюдение инструкций разной сложности;
  • формирование собственных инструкций;
  • планирование деятельности и самоконтроль.

Особенно остро симптомы СДВГ проявляются в начальной школе, когда у ребенка активно формируется произвольность поведения. У таких учеников наблюдается:

  • сложность с удерживанием активного внимания;
  • неспособность заниматься неинтересной для них работой и выполнять монотонные действия;
  • повышенная отвлекаемость на внешние стимулы;
  • быстрая утомляемость нервной системы;
  • неспособность долго находиться на одном месте и ждать своей очереди;
  • частая смена настроения;
  • неряшливость.

«Моторчики» и «мечтатели»

В зависимости от того, как сочетаются симптомы СДВГ, дети могут вести себя диаметрально противоположно:

  • с гиперактивностью и импульсивностью — «неугомонно», с «шилом в одном месте» (чаще мальчики);
  • с нарушением внимания — «витать в облаках», «считать ворон» (чаще девочки).

Дети-«моторчики»:

  • вспыльчивы, могут рьяно спорить с учителем или одноклассником прямо во время урока;
  • много говорят, даже когда их не спрашивают;
  • если им задали вопрос, отвечают, не дослушав до конца;
  • перебивают других и не могут дождаться своей очереди в разговоре;
  • вмешиваются в чужие игры или занятия, берут без спроса чужие вещи;
  • постоянно вертятся, не могут удержать ровную позу за партой;
  • проявляют бесцельную двигательную активность: могут вскочить с места в любой момент, куда-то побежать, попытаться куда-то залезть;
  • на перемене не могут спокойно играть или отдыхать — им нужно быть в постоянном движении.

Дети-«мечтатели»:

  • охотнее рассматривают дерево за окном или рисунок на шторах, чем читают задание в учебнике;
  • плохо воспринимают инструкции: часто учителю кажется, что его вообще не слушают, как бы хорошо и подробно он ни объяснял;
  • быстро устают, у них возникает желание прилечь на парту или подпереть голову рукой. Если им нужно какое-то время постоять — они пытаются опереться о стену;
  • не могут себя контролировать — нужно, чтобы взрослый руководил процессом до мелочей;
  • не могут выполнить домашнее задание и собрать портфель без помощи родителей.
  • обладают низким уровнем рабочей памяти;
  • стеснительны и тревожны.

И те, и другие:

  • невнимательны к выполняемой работе, упускают важные детали, допускают банальные ошибки;
  • часто забывают вещи, им трудно поддерживать аккуратность рабочего места и тетрадей;
  • испытывают сложности при выполнении заданий, требующих длительной концентрации: например, послушать лекцию, поддержать разговор на одну тему или прочитать большой рассказ;
  • могут начать выполнять задачу с энтузиазмом, но уже через несколько минут теряют интерес и не доводят дело до конца;
  • не умеют планировать время, часто опаздывают на урок, не успевают сделать свои дела на переменах, отстают от всего класса на занятиях.

С какими трудностями сталкивается учитель?

Из-за вышеперечисленных особенностей детей с СДВГ, педагогу, у которого в классе есть один или несколько таких учеников, нужно быть готовым к определенным сложностям.

Нарушение дисциплины.

Дети с СДВГ склонны связываться с плохими компаниями или подражать неправильному поведению — это проще, чем волевыми усилиями пытаться заставить себя вести хорошо, поэтому педагогу такого ребенка придется быть частым гостем в кабинете школьной администрации.

Агрессия к учителю.

Ребенок с СДВГ нередко проявляет агрессию, ведет себя как будто назло, даже если педагог к нему доброжелателен. Дело в том, что к началу школьного обучения у ребенка уже сформировалась определенная защитная реакция. Он привыкает, что его постоянно ругают и делают ему замечания, поэтому часто занимает оборонительную позицию и нападает первым.

Агрессия к одноклассникам.

Часто конфликты возникают на ровном месте, потому что ребенку кажется, что над ним смеются или угрожают. Нарушается микроклимат в классе, педагогу сложнее выстраивать отношения в коллективе.

Проблемы с успеваемостью.

Для детей с СДВГ держать себя в руках — задача, которая требует огромных усилий со стороны нервной системы. Поэтому на более сложные вещи — например, усвоение нового материала — ресурсов уже не остается.

У ребенка возникают и академические проблемы, так как не остается энергии на качественную переработку информации. От этого страдает самооценка и снижается мотивация к учебе. Такой ученик привыкает быть неуспевающим и с каждым годом теряет стимул учиться вообще.

Потеря педагогической уверенности.

Если у учителя не получится добиться желаемого поведенческого или академического результата от ребенка с СДВГ, это может пошатнуть уверенность педагога в своем профессионализме. Но дело в том, что у ученика нет задачи довести преподавателя, сорвать учебный процесс или получить репутацию хулигана и двоечника — он действительно просто не может продуктивно управлять собой.

Школьные проблемы детей с СДВГ усиливаются, если:

  • у них нет поддержки в социуме: мало друзей или плохие отношения с одноклассниками;
  • педагог не понимает их физиологию и настроен против них;
  • есть внутрисемейные конфликты.

Работа с учеником с СДВГ требует больших эмоциональных и энергетических ресурсов. Но если найти к нему правильный подход, зная маленькие секреты о работе его мозга, можно снизить общую напряженность, сократить количество непредвиденных ситуаций и максимально интегрировать ученика в работу на уроке.

О том, как это сделать, мы расскажем в одной из следующих статей.


Источник