«Моторчики» и «мечтатели»: как ведут себя дети с СДВГ в классе
Непослушные, труднообучаемые, неусидчивые или наоборот слишком медлительные — все это можно сказать о детях с СДВГ. Разбираемся в причинах и паттернах поведения таких учеников и в трудностях, с которыми может столкнуться учитель, работая с ними в классе.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это совокупность поведенческих особенностей при неоптимальной работе нервной системы.
Причин у него несколько:
- генетика;
- осложнения в беременности и родах;
- вредные привычки и стресс будущей матери;
- низкий вес при рождении (менее 2,5 кг);
- заболевания и травмы первого года жизни.
Нейровизуализационные исследования доказывают, что объем многих отделов коры головного мозга детей с СДВГ меньше, чем у ровесников без синдрома. Особенно видоизменяются функции лобных долей. А это та часть мозга, которая отвечает за:
- переключение с одного вида деятельности на другой;
- управление импульсивными реакциями;
- соблюдение инструкций разной сложности;
- формирование собственных инструкций;
- планирование деятельности и самоконтроль.
Особенно остро симптомы СДВГ проявляются в начальной школе, когда у ребенка активно формируется произвольность поведения. У таких учеников наблюдается:
- сложность с удерживанием активного внимания;
- неспособность заниматься неинтересной для них работой и выполнять монотонные действия;
- повышенная отвлекаемость на внешние стимулы;
- быстрая утомляемость нервной системы;
- неспособность долго находиться на одном месте и ждать своей очереди;
- частая смена настроения;
- неряшливость.
«Моторчики» и «мечтатели»
В зависимости от того, как сочетаются симптомы СДВГ, дети могут вести себя диаметрально противоположно:
- с гиперактивностью и импульсивностью — «неугомонно», с «шилом в одном месте» (чаще мальчики);
- с нарушением внимания — «витать в облаках», «считать ворон» (чаще девочки).
Дети-«моторчики»:
- вспыльчивы, могут рьяно спорить с учителем или одноклассником прямо во время урока;
- много говорят, даже когда их не спрашивают;
- если им задали вопрос, отвечают, не дослушав до конца;
- перебивают других и не могут дождаться своей очереди в разговоре;
- вмешиваются в чужие игры или занятия, берут без спроса чужие вещи;
- постоянно вертятся, не могут удержать ровную позу за партой;
- проявляют бесцельную двигательную активность: могут вскочить с места в любой момент, куда-то побежать, попытаться куда-то залезть;
- на перемене не могут спокойно играть или отдыхать — им нужно быть в постоянном движении.
Дети-«мечтатели»:
- охотнее рассматривают дерево за окном или рисунок на шторах, чем читают задание в учебнике;
- плохо воспринимают инструкции: часто учителю кажется, что его вообще не слушают, как бы хорошо и подробно он ни объяснял;
- быстро устают, у них возникает желание прилечь на парту или подпереть голову рукой. Если им нужно какое-то время постоять — они пытаются опереться о стену;
- не могут себя контролировать — нужно, чтобы взрослый руководил процессом до мелочей;
- не могут выполнить домашнее задание и собрать портфель без помощи родителей.
- обладают низким уровнем рабочей памяти;
- стеснительны и тревожны.
И те, и другие:
- невнимательны к выполняемой работе, упускают важные детали, допускают банальные ошибки;
- часто забывают вещи, им трудно поддерживать аккуратность рабочего места и тетрадей;
- испытывают сложности при выполнении заданий, требующих длительной концентрации: например, послушать лекцию, поддержать разговор на одну тему или прочитать большой рассказ;
- могут начать выполнять задачу с энтузиазмом, но уже через несколько минут теряют интерес и не доводят дело до конца;
- не умеют планировать время, часто опаздывают на урок, не успевают сделать свои дела на переменах, отстают от всего класса на занятиях.
С какими трудностями сталкивается учитель?
Из-за вышеперечисленных особенностей детей с СДВГ, педагогу, у которого в классе есть один или несколько таких учеников, нужно быть готовым к определенным сложностям.
Нарушение дисциплины.
Дети с СДВГ склонны связываться с плохими компаниями или подражать неправильному поведению — это проще, чем волевыми усилиями пытаться заставить себя вести хорошо, поэтому педагогу такого ребенка придется быть частым гостем в кабинете школьной администрации.
Агрессия к учителю.
Ребенок с СДВГ нередко проявляет агрессию, ведет себя как будто назло, даже если педагог к нему доброжелателен. Дело в том, что к началу школьного обучения у ребенка уже сформировалась определенная защитная реакция. Он привыкает, что его постоянно ругают и делают ему замечания, поэтому часто занимает оборонительную позицию и нападает первым.
Агрессия к одноклассникам.
Часто конфликты возникают на ровном месте, потому что ребенку кажется, что над ним смеются или угрожают. Нарушается микроклимат в классе, педагогу сложнее выстраивать отношения в коллективе.
Проблемы с успеваемостью.
Для детей с СДВГ держать себя в руках — задача, которая требует огромных усилий со стороны нервной системы. Поэтому на более сложные вещи — например, усвоение нового материала — ресурсов уже не остается.
У ребенка возникают и академические проблемы, так как не остается энергии на качественную переработку информации. От этого страдает самооценка и снижается мотивация к учебе. Такой ученик привыкает быть неуспевающим и с каждым годом теряет стимул учиться вообще.
Потеря педагогической уверенности.
Если у учителя не получится добиться желаемого поведенческого или академического результата от ребенка с СДВГ, это может пошатнуть уверенность педагога в своем профессионализме. Но дело в том, что у ученика нет задачи довести преподавателя, сорвать учебный процесс или получить репутацию хулигана и двоечника — он действительно просто не может продуктивно управлять собой.
Школьные проблемы детей с СДВГ усиливаются, если:
- у них нет поддержки в социуме: мало друзей или плохие отношения с одноклассниками;
- педагог не понимает их физиологию и настроен против них;
- есть внутрисемейные конфликты.
Работа с учеником с СДВГ требует больших эмоциональных и энергетических ресурсов. Но если найти к нему правильный подход, зная маленькие секреты о работе его мозга, можно снизить общую напряженность, сократить количество непредвиденных ситуаций и максимально интегрировать ученика в работу на уроке.
О том, как это сделать, мы расскажем в одной из следующих статей.