«Юный спасатель-пожарный»

Программа для учащихся 9 класса в рамках кружковой работы

Александр Андреевич Шаталин, преподаватель ОБЖ МБОУ СШ №2 г.Димитровграда Ульяновской области, бывший инспектор государственного пожарного надзора, майор в отставке


Пояснительная записка
Данная программа разработана в рамках РИП «Психолого-педагогическое обеспечение жизнестойкости субъектов учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе» и содержит программы и рекомендации по проведению занятий по разделам курса: «Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности», «Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта», «Оказание первой доврачебной помощи», «Психологическая подготовка».
К 9 классу ребята уже заканчивают обучение по программе «Военно-спортивная подготовка кадетов средней школы», многие освобождаются от дополнительных занятий по хоровому пению по причине голосовых изменений, и появляется возможность реализовать интерес учащихся к спасательному делу и потребность приобщения к нему.
Спасательное дело, или иначе то, чем занимается МЧС России и его организации, привлекает современную молодежь своим гуманизмом, экстремальностью и романтикой. Молодежи нравятся люди мужественные, умеющие подавлять свой страх и всегда иметь трезвую голову. Ребята хотят приобрести такие же качества и получить соответствующие знания.
Актуальность программы обусловлена значимостью знания техники пожарной безопасности, навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, вызванных огнем и взрывами, навыков проведения неотложных мероприятий для спасения жизни человека в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, необходимостью формирования жизнестойкости современного человека.
Программа играет большую роль в профессиональном самоопределении учащихся, готовит к профессиям спасателя и пожарного, отвечает потребностям старшего подросткового возраста.
Кружковая работа МБОУ СШ №2 г. Димитровграда существуют на фоне сотрудничества школы с ОНД и ПР г. Димитровграда ГУ МЧС России по Ульяновской области и Пожарной частью №5 г. Димитровграда, что дает возможность полноценной реализации программы «Юный спасатель-пожарный».
Программа рассчитана на 68 часов – два часа в неделю в качестве дополнительных занятий во второй половине дня.

Программа состоит из четырех курсов:

  1. Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности (27 часов).
  2. Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта (27 часов).
  3. Оказание первой доврачебной помощи (10 часов).
  4. Психологическая подготовка (4 часа).

Цели:

  1. Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами и взрывами, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества; о государственной системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных ситуациях; о первичных профессиональных качествах и умениях спасателя-пожарного.
  2. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей; овладение первичными профессиональными умениями спасателя-пожарного, новинками саморегуляции.
  3. Воспитание гуманности; ответственного отношения к безопасности личности, общества, государства, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; воспитание гражданина и патриота.
  4. Развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами и взрывами, подготовку к выполнению требований, предъявляемых к спасателю-пожарному; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, формирование жизнестойкости; развивать аналитическое мышление, внимание, память.

Форма организации обучения: параллельно-последовательная.
Параллельно изучаются два курса: «Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности» и «Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта» по часу в неделю каждый. Далее изучаются параллельно курсы «Оказание первой доврачебной помощи» и «Психологическая подготовка».
Первая параллель нацелит учащихся на осознанный и серьезный подход к приобретению знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи и к серьезной работе над овладением приемами воздействия и влияния на окружающих в чрезвычайных ситуациях.
Для реализации каждого курса программы необходимо привлечение следующих специалистов: учителя ОБЖ, учителя физической культуры, инспектора ПЧ, школьной медсестры, школьного психолога.

В основе программы лежат следующие принципы:
гуманизма: желание и умение оказывать помощь людям, стремление сохранить человеку жизнь как личную, общественную и общечеловеческую ценность;
социальной активности: воспитание сознательного гражданина и патриота своей страны;
деятельностный принцип: умение применить на практике в различных ЧС полученные теоретические и практические знания.
Формы организации учебной деятельности кадетов на занятиях:
репродуктивные: опрос, беседа, экскурсии, отработка практических навыков, презентации;
продуктивные: решение проблемных ситуаций, тренинги, занятия соревновательного характера, конкурсы;
творческие: работа в волонтерских группах с целью распространения
знаний и опыта среди учащихся младших кадетских классов и общеобразовательных; составление кроссвордов, загадок, викторин, планов спортивных мероприятий среди младших школьников.

  1. Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности

Современный этап развития общества характеризуется устойчивым и динамичным ростом опасности возникновения пожаров, сопровождающихся увеличением количества жертв и размеров наносимого материального ущерба.
На занятиях по ЧС, вызванными нарушениями пожарной безопасности, решаются следующие задачи.
Учащийся должен знать:
— права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
— потенциальную опасность пожаров, возникающих в различных условиях, их возможные последствия и правила личной безопасности;
— меры пожарной безопасности;
— организацию защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций, связанных с огнем;
— рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с огнем;
— причины возникновения пожаров, меры безопасности и правила поведения;
— средства тушения пожара;
— знать способы эвакуации граждан из различных мест возгорания.
Учащийся должен уметь:
— предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность и безопасность окружающих;
— умело действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
— перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС, связанной с огнем или взрывом;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты;
— правильно проводить эвакуацию граждан из различных мест возгорания.

  1. Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта

Специфика занятий по ОФП с элементами пожарно-прикладного спорта соответствует требованиям государственного стандарта. При организации и проведении занятий особое внимание следует уделять правилам техники безопасности. Перед началом каждой серии упражнений (вида ППС) должен проводиться инструктаж.
На занятиях «ОФП с элементами пожарно-прикладного спорта» решаются следующие задачи.
Учащийся должен знать:
— правила техники безопасности при выполнении упражнений (вида ППС);
— технику основных двигательных действий пожарно-прикладного спорта на базе разносторонней физической подготовки;
— важные профессиональные навыки и умения, необходимые для борьбы с огнем (бег с огнетушителем или бухтой пожарного шланга; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и без них различных препятствий);
— способы укрепления здоровья, тренировки выносливости;
— основные требования к личностным качествам пожарных: смелости, решительности, умения управлять эмоционально-волевым состоянием.
Учащийся должен уметь:
— выполнять правила техники безопасности при выполнении упражнений (вида ППС);
— выполнять основные двигательные действия пожарно-прикладного спорта на базе разносторонней физической подготовки, соответствующей требованиям государственного стандарта;
— выполнять упражнения пожарно-прикладного спорта (ППС): 100-метровая полоса с препятствиями, подъем по штурмовой лестнице, пожарная эстафета 4×100 метров и боевое развертывание;
— укреплять собственное здоровье, тренировать в себе выносливость, смелость, решительность;
— управлять эмоционально-волевым состоянием.

  1. Оказание первой доврачебной помощи

Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего.
На занятиях по оказанию первой доврачебной помощи решаются следующие задачи.
Учащийся должен знать:
— сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи;
— приемы оказания первой доврачебной помощи в различных опасных и бытовых ситуациях.
Учащийся должен уметь:
— решать ситуационные задачи, строить алгоритмы действий;
— оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему и себе, в том числе, в различных опасных и бытовых ситуациях.

  1. Психологическая подготовка

На занятиях по психологической подготовке решаются следующие задачи.
Участник чрезвычайных ситуаций должен знать:
— психологические аспекты переговорного процесса;
— приемы воздействия и влияния на окружающих;
— механизмы и методы саморегуляции.
Участник чрезвычайных ситуаций должен уметь:
— проявлять гибкость поведения при действиях в чрезвычайных ситуациях;
— развивать качества, обеспечивающие жизнестойкость: вовлеченность в ситуацию, контроль ситуации, принятие риска с целью конструктивного разрешения проблемы.

Учебно-тематическое планирование

Программа «Юный спасатель-пожарный» в кадетских классах (9 класс)

  1. Введение к курсу «Юный спасатель-пожарный» (1 час).
  2. Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности (27 часов).
  3. Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта (26 часов).
  4. Оказание первой доврачебной помощи (10 часов).
  5. Психологическая подготовка (4 часа).

(Итого – 68 часов)

Содержание программы

  1. Введение. Понятие о курсе «Юный спасатель-пожарный» (1 час)
  2. Чрезвычайные ситуации, вызванные нарушением пожарной безопасности (27 часов)

Тема: «Введение. Федеральный закон о пожарной безопасности» (3 часа)

Урок 1: Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Урок 2: Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Пожарный надзор.
Урок 3: Контроль знаний по теме.

Тема: «Пожары в быту: причины их возникновения, меры безопасности, правила тушения и поведения» (8 часов)

Урок 1: Неосторожное обращение с огнем. Профилактические меры в борьбе с пожарами.
Урок 2: Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, при неправильной эксплуатации электросети и неисправной электропроводке. Возгорание телевизоров и радиоаппаратуры.
Урок 3: Неисправности печей и дымоходов. Причины возникновения пожаров от печного отопления. Шалости детей с огнем.
Урок 4: Правила поведения при пожаре в многоэтажном здании (жилой дом, гостиница и т.д.). Пожар на балконе, дым в подъезде, пожар и дым в подвале, пожар в квартире, в кабинете.
Урок 5: Сообщение о пожаре, встреча пожарных подразделений.
Урок 6: Способы эвакуации из многоэтажных зданий. Спасение людей при пожаре в доме.
Урок 7: Тушение пожара до прибытия пожарных.
Урок 8: Решение ситуационных задач.

Тема: «Пожар в транспорте, паника в общественном месте» (2 часа)

Урок 1: Пожар в автомобиле, троллейбусе, автобусе, самолете, на теплоходе, в поезде, вагоне метро. Горит человек.
Урок 2: Паника в общественном месте при пожаре.

Тема: «Горючие и легковоспламеняющиеся вещества» (4 часа)

Урок 1: Огнестойкость зданий. Особенность горения горючих жидкостей, газа, синтетических материалов.
Урок 2: Самовозгорание химических веществ. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Урок 3: Меры предосторожности и способы тушения.
Урок 4: Контроль знаний по теме.

Тема: «Пожары техногенного характера. Взрывы». (4 часа)

Урок 1: Пожары техногенного характера, их причины и опасность.
Урок 2: Взрывы, причины их возникновения, возможные последствия.
Урок 3, 4: Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрывов.

Тема: «Природные пожары» (2 часа)

Урок 1: Основные причины лесных пожаров и меры предотвращения лесных пожаров.
Урок 2: Правила поведения при попадании в зону лесного пожара.

Тема: «Специальные и подручные средства тушения пожаров» (3 часа)

Урок 1: Основные виды огнетушителей, способы и область их применения.
Урок 2, 3: Экскурсия в пожарную часть.

Тема: «Если вдруг возник пожар…» (1 час)
Урок 1: Решение ситуационных задач.

  1. Общая физическая подготовка с элементами пожарно-прикладного спорта (26 часов)

Тема: «Вводные занятия» (2 часа)

Урок 1: Из истории пожарно-прикладного спорта.
Урок 2: Правила техники безопасности выполнения упражнений вида ППС.

Тема: «Инвентарь пожаротушения и его применение. Защитный костюм». (2 часа)

Урок 1: Назначения инвентаря пожаротушения и применение.
Урок 2: Ознакомление с функциями защитного костюма пожарного.

Тема: «Беговые и прыжковые упражнения» (2 часа)

Урок 1: Бег с высоким подниманием бедра, бег с выхлестом голени, бег с выхлестом прямой ноги вперед, прыжки в беге перекатом с пятки на носок.
Урок 2: Высокий и низкий старт. Бег на дистанции 60 и 100 м.

Тема: «Гимнастика» (3 часа)

Урок 1: Подтягивание. Акробатика: кувырки вперед и назад, стойка на голове и руках, на кистях с помощью партнера или у стены. Лазание по канату на скорость.
Урок 2: Упражнения на гимнастической стенке: лазание вверх в быстром темпе, вниз на одних руках; пружинистые приседания в выпаде с опорой на гимнастическую стенку; в висе чередование поднимания согнутых в коленях и прямых ног.
Урок 3: Атлетическая гимнастика. Упражнения с гирями: толчок, рывок. Упражнения со штангой: приседания, жим лежа.

Тема: «Спортивные игры» (2 часа)

Урок 1: Баскетбол по упрощенным правилам. Регби по упрощенным правилам. Спортивная лапта в зале и на площадке.
Урок 2: Мини-футбол, футбол.

Тема: «Полоса препятствий» (9 часов)

Урок 1: Бег по гимнастической скамейке и буму; кувырков, выполняемых слитно. Бег по гимнастическим скамейкам с присоединением полугаек. Присоединение полугаек к разветвлению после кувырка вперед.
Урок 2: Выход на забор в упор двумя руками. Выход на забор после шага. Выход на забор после медленного разбега. Преодоление забора с места. Преодоление забора с разбега.
Урок 3, 4: Преодоление забора, бума после удлиненных кувырков в движении. Присоединение полугайки к разветвлению после кувырков вперед.
Урок 5: Имитация взятия рукавов. Присоединение рукава к разветвлению. Присоединение рукава к стволу, финиш.
Урок 6: Соединение рукава с разветвлением в движении. Финишное ускорение с двумя, тремя и более рукавами волоком.
Урок 7: Пробег по полосе в спортивном зале или на стадионе.
Урок 8: Преодоление полосы в зале и на стадионе на время.
Урок 9: Соревнование кадет и пожарных ПЧ по преодолению полосы препятствий.

Тема: «Штурм учебной башни» (1 час)
Урок 1: Бег по каждой ступеньке и домовой лестницы на скорость. То же через одну ступеньку. Имитация подготовки к подвеске. Подвеска на месте и в движении.

Тема: «Подготовка к пожарно-спортивной эстафете» (3 часа)

Урок 1: Задачи каждого члена эстафеты на своем этапе. Действия на каждом этапе. Передача эстафеты. Преодоление дистанции эстафеты с имитацией тушения пустым огнетушителем.
Урок 2: Преодоление эстафеты на время.
Урок 3: Соревнование среди команд класса.

Тема: «Пожарно-спортивная эстафета» (2 часа)
Урок 1, 2: Соревнование команды кадет и команды ПЧ.

  1. Оказание первой доврачебной помощи (10 часов)

Тема: «Вводное занятие» (1 час)
Урок 1: Понятие о первой доврачебной неотложной помощи (ПДНП), задачи, общие требования.

Тема: «Виды отравлений газами, оказание первой помощи при них» (1 час)
Урок 1: Первые признаки отравления угарным газом, промышленными газами. Меры по оказанию первой помощи.

Тема: «Отморожение. Ожоги. Тепловой удар. Поражение электрическим током. Оказание первой помощи» (2 часа)
Урок 1: Признаки отморожения, оказание первой помощи. Первые признаки перегрева организма. Первая помощи при тепловом ударе. Ожоги и оказание помощи при них. Причины электротравмы, изменения в организме пострадавшего. Первая помощь.
Урок 2: Отработка практических навыков.

Тема: «Сердечно-легочная реанимация» (1 час)
Урок 1: Определение пульса. Правила проведения искусственной вентиляции легких непрямого массажа сердца.

Тема: «Оказание первой помощи при ранении и кровотечениях» (2 часа)
Урок 1: Перевязочный материал и правила пользования им. Понятие о ране, классификация ран и их осложнение. Виды кровотечений. Правила остановки кровотечения. Виды повязок, правила их наложения.
Урок 2: Отработка практических навыков.

Тема: «Оказание первой помощи при травмах и переломах» (2 часа)
Урок 1: Понятие о переломах и травматическом шоке. Основные признаки переломов. Правила оказания первой доврачебной помощи при переломах.
Урок 2: Отработка практических навыков.

Тема: «Иммобилизация, транспортировка пострадавших» (1 час)
Урок 1: Основная цель иммобилизации. Иммобилизация с использованием подручных средств, правила шинирования. Организация быстрой безопасной транспортировки пострадавшего.

  1. Психологическая подготовка (4 часа)

Тема: «Психология общения и поведения» (2 часа)
Урок 1: Цели и составляющие общения. Речевые и неречевые составляющие. Начало и завершение общения. Создание ситуации для общения. Вежливость, настойчивость, манипуляция. Спор, дискуссия, убеждение. Приемы влияния на других. Развитие способности объединять, вдохновлять и вести за собой людей.
Урок 2: Тренинг коммуникативности (Основы общения, способы воздействия на собеседника. Умение сказать «нет». Умение попросить/предложить помощь. Подстройка).

Тема: «Саморегуляция» (2 часа)
Урок 1: Личность. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности, жизнестойкость. Воля, контроль. Самооценка. Рефлексия. Способы снятия нервно-психического напряжения: визуализация, релаксация.
Урок 2: Тренинг по основам саморегуляции и психологической реабилитации (восстановительное дыхание, релаксация).

Литература:

  1. Азбука безопасности. Противопожарная и противоожоговая безопасность/Для преподавателей начальной общеобразовательной школы. – М.: «Друзья русских детей», 1996.
  2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М.: «Дашков и Ко», 2004.
  3. Ассар М. Руководство по санитарным мерам при стихийных бедствиях. – Женева, 1972.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: «Питер», 2005.
  5. Бисон К. Выживание на море. – М.: «Фаир-Пресс», 2004.
  6. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Выживание (факторы и механизмы): Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2005.
  7. Бубнов В.Г. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. – М.: «Энас», 2003.
  8. Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. – М.: «Армада-Пресс», 2001.
  9. Евдокимов Н.М. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. –М., 2001.
  10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  11. Ерюхин И.А. Экстремальное состояние организма. – СПб., 1997.
  12. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
  13. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М.: «Эксмо», 2003.
  14. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствияхю – М.: «Эксмо», 2003.
  15. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин, 1989.
  16. Круглов В.А. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. – М.: «Амалфея», 2003.
  17. Крюкова М.А. Экстренная психологическая помощь. – М., 2001.
  18. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.
  19. Лях В.И. Комплексная программа для 1-11 классов. – М: «Просвещение», 2004-2008.
  20. Маньков В.Д. Безопасность жизнедеятельности общества и человека в современном мире: Учебное пособие для вузов. – СПб.: «Политехника», 2005.
  21. Масленников М.М. Основы пожарной безопасности: Практическое пособие. – Ульяновск, 2009.
  22. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М., 1981.
  23. Методические разработки для проведения занятий с учащимися школ по вопросам пожарной безопасности/УГПС УВД Ульяновской области. – Ульяновск, 1996.
  24. Михайлов Л.А., Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – СПб.: «Питер», 2005.
  25. Мудраченко С.В. Железнодорожная безопасность. – М.: «Ариэль», 2003.
  26. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 2003.
  27. Никифоров A.M. Психологическая совместимость специалистов экстремального профиля. – СПб., 2000.
  28. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб., 1996.
  29. Новиков B.C. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. – СПб., 1998.
  30. Новиков В.П. Использование новых психотехнологий в процессе общения сотрудников ОВД: Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
  31. Рекомендация (памятка) для жителей по вопросам пожарной безопасности/МЧС России. Отдел Государственного пожарного надзора г. Димитровграда, 2005.
  32. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирования надежности деятельности специалистов экстремального профиля. – СПб., 2000.
  33. Справочник спасателя-пожарного/Под ред. В.В.Теребнева, Н.С.Артемьева, В.А. Грачева. – М., 2006.
  34. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): Учебно- справочное пособие/Под ред. В.А. Грачева, С.В. Субурь. – М., 2007.
  35. Теребнев В.В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-строевая подготовка: Учебно-методическое пособие. – М.:, 2008.
  36. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
  37. Физическая культура. Учебник для 8-9 классов/Под редакцией В.И. Ляха. – М.: «Просвещение», 2004.

Электронные учебники:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «ОБЖ: 5-11 классы»/А.М. Наследухов. – М: «Просвещение», 2001.
  2. Электронный учебник «Помоги себе сам». Поведение в ЧС/С.Г. Кухта.
  3. Электронный учебник «Первая медицинская помощь»: Элективный курс/С.Г. Кухта.
  4. Электронный учебник выживания в экстремальных ситуациях. Питер Дарман (Опыт специальных подразделений мира).
  5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/Глав. ред. В.А. Володин. – М.: «Аванта», 2001.