5 неочевидных способов развить мелкую моторику у дошкольника
Для развития моторики есть немало специальных игрушек и приспособлений — бизиборды, пирамидки, су-джок. Но и менее очевидные способы с использованием подручных средств работают не хуже, хотя о них не так часто вспоминают. По просьбе Педсовета их испробовали мама пятилетней дочки Алена и папа четырехлетнего сына Антон.
Привлекать к хозяйственным делам
Упражнения на развитие моторики удобно совмещать с помощью взрослым по хозяйству. Например, привлечь ребенка:
- сортировать крупы (горох, фасоль, гречку, рис);
- катать тесто;
- разделять бисер по цвету;
- мыть ягоды в дуршлаге;
- шить и вышивать.
Начать под присмотром взрослых можно с четырех-пяти лет. В этом возрасте детям хочется походить на родителей, проводить с ними больше времени и получать похвалу. Упражнения будут восприняты на ура, если добавить соревновательный элемент: например, кто быстрее выберет из горсти горошин испорченные.
Алена:
«Моей дочке очень нравится запускать руку в крупы. Я ей не запрещаю, потому что узнала, что это полезно для развития. Мы вместе готовим и теперь, видимо, будем это делать даже чаще».
Проводить химические эксперименты
Развитие мелкой моторики можно совместить с увлекательными опытами. Вместе с ребенком возьмите несколько стаканов с водой и добавьте в них красители разного цвета и плотности. Затем смешайте с помощью пипетки их и отмечайте результаты. Малышу понравится также набирать в пипетку уксус и выпускать в стакан с содой до получения реакции с образованием пены.
Моторика развивается, когда малыш работает с пипеткой. Это процесс сложный и трудоемкий, он требует сосредоточенности и ловкой работы пальцев.
Антон:
«Вовке понравился простой эксперимент с уксусом. Мы его даже немного усложнили: взяли стакан с водой, уксус, соду. Потом сын пипеткой добавлял в уксус соду, а всю эту смесь — в воду до получения газировки. Надо сказать, у него не сразу получилось. Он уксус набрал раза с четвертого. Но результату эксперимента был рад: зрелищно и вкусно».
Играть в пиратов
Отличный способ развить мелкую моторику у ребенка — поиграть в пиратов, которые ищут сокровища. Для этого нужно взять кусок пластилина и спрятать в него несколько «драгоценностей» — монет или бусин. Чтобы добраться до «сокровищ», ребенку предстоит хорошенько размять пластилин и освободить от него «драгоценности» кусочек за кусочком.
Пластилин можно заменить песком, который сам по себе хорошее средство для развития у детей сенсорных представлений.
Алена:
«Моя дочь обожает песочницы, поэтому мы ей купили кинетический песок. Правда, играли не в пиратов — все-таки девочка. Я просто купила ей подарки и спрятала в песке. Аня очень радовалась, когда находила сюрпризы. И не сдалась, пока в прямом смысле не откопала все».
Рисовать подручными средствами
Рисование помогает развивать мелкую моторику одновременно с креативностью. А если малыш пока не слишком уверенно держит в руках мелки и карандаши, попробуйте необычные техники рисования.
Например, вместо красок можно использовать пену для бритья. «Облака» из нее преображаются в удивительные пейзажи. Только после таких «художеств» нужно хорошенько протереть стол или перепоручить это ребенку. Для рисования подойдут также манная крупа, мука, сахар.
Заменой кисточкам послужат ватные палочки: с их помощью получается рисовать в разных техниках — оставлять широкие мазки, линии, заполнять контур точками.
Антон:
«Вова любит рисовать. Он был очень рад, когда я предложил ему „холст“ величиной в целый стол, засыпав его манкой. Я не советую так делать тем, кто вечером ждет гостей, но вообще убраться по итогу не сложно, а ребенку — весело и полезно».
Ухаживать за растениями
Уход за растениями не только закладывает основы экологического мышления, но и задействует мелкую моторику: от посева семян в почву и полива — до обрывания сухих листочков.
Впрочем, собирать готовые растения, засушивать их и делать гербарий — тоже полезный естествоведческий опыт. И он требует даже более изощренных манипуляций пальчиками.
Алена:
«Этот способ, конечно, больше подходит для лета и дачи. Когда мы с Аней оказываемся за городом, собираем ягоды с кустов смородины, а потом их едим. Обрываем листочки и завариваем чай. Она мне помогает в огороде. То, что это полезно для моторики, — для меня новость, но приятная».