5 фильмов об учителях, возвращающих веру в лучшее
Они верят в своих учеников даже тогда, когда те сами теряют надежду, а однажды появившись в их жизни, меняют ее навсегда. Мы вспомнили пять вдохновляющих киноисторий про педагогов, которые знают, что настоящий учитель — это не тот, кто передает знания, а тот, кто помогает найти свой путь.
«Умница Уилл-Хантинг» (1997)
Мудрость от учителя: «Это безумие — закапывать талант»
Юный Уилл Хантинг (Мэтт Деймон) работает уборщиком в Массачусетском технологическом институте. Однажды профессор Джеральд Ламбо (Стеллан Скарсгард) пишет на доске в коридоре очень сложную математическую задачу, которую просит решить студентов до конца семестра, но получает ответ уже на следующий день. К удивлению профессора, верное решение предложили не студенты, а уборщик Уилл — трудный подросток с задатками математического гения.
Несмотря на то, что у парня проблемы с законом, профессор Ламбо берет его под свое крыло — занимается с ним математикой и даже находит ему психотерапевта, чтобы справиться с психологическими проблемами. Ламбо верит, что учитель — это тот, кто может дать путевку в жизнь, даже если ученик сам не видит своего будущего, и тот, кто никогда не пройдет мимо настоящего таланта.
Эта драма получила две премии «Оскар» — за «Лучший сценарий» и «Лучшую мужскую роль второго плана». Вторая награда досталась Робину Уильямсу, сыгравшему психотерапевта. В фильме он простым языком объясняет, почему трудным подросткам сложно доверять людям, налаживать отношения с другими и поверить в свои возможности. Его слова повлияли на многих реальных людей так сильно, что после смерти актера поклонники фильма стали приносить цветы на скамейку в парке, где снималась одна из сцен с его участием.
«Заплати другому» (2000)
Мудрость от учителя: «Все зависит от тебя»
Драма о том, как одно творческое задание учителя вдохновило семиклассника на создание теории, перевернувшей мир.
Новый учитель обществоведения Юджин Симонет (Кевин Спейси) дает своим учениками, казалось бы, невыполнимую задание: придумать способ изменить мир и постараться воплотить свою задумку в жизнь.
Один из ребят — Тревор Маккинни (Хэйли Джоэл Осмент) — принимает вызов. Мальчик придумывает теорию взаимопомощи, которая сводится к тому, что если тебе кто-то бескорыстно помог, ты должен отплатить трем другим людям. Получается, что число добрых дел должно возрастать в геометрической прогрессии. А значит, что его теория должна действительно сделать мир чуточку добрее. Тревор сам запускает цепочку событий, и в итоге теория «Передай добро дальше» распространяется по всей Америке.
После выхода фильма, который сняли по одноименному роману Кэтрин Райан Хайд, идея Тревора стала настолько популярна, что различные фонды в США взялись за ее воплощение. Кроме того, учителя в американских школах, колледжах и университетах поддержали акцию «Передай добро дальше» — по их словам, благодаря этому принципу жизнь вокруг действительно менялась к лучшему.
«Матильда» (1996)
Мудрость от учителя: «Главное — ты сама должна верить в свои внутренние силы»
Фантазийная комедия, которую снял Дэнни ДеВито, рассказывает о том, как учитель продолжает быть учителем и вне школы и помогает ребенку, у которого сложные отношения с родителями.
У маленькой Матильды есть старший брат и странные родители. Настолько странные и приземленные, что они не только не хотят замечать, что их дочка развита не по годам, но даже забывают отдать ее в первый класс. Да и само образование они считают вредным и лишним для ребенка.
Но у девочки есть собственный план на жизнь. Она идет на хитрость, чтобы заставить родителей устроить ее в школу: там Матильде предстоить не только столкнуться с жестокостью и глупостью суровой женщины-директора, но и встретить замечательную учительницу — мисс Ханни.
Мисс Ханни искренне любит детей и принимает их такими, какие они есть — с их особенностями и характером. Заметив у Матильды неординарные способности к математике, учительница пытается поговорить с ее родителями об успехах девочки, но эта новость их совсем не радует — напротив, наличие в семье «слишком умной дочери» раздражает и пугает.
Мисс Ханни стала первым взрослым человеком в жизни Матильды, который начал уделять ей внимание, задавать вопросы и интересоваться ее жизнью. Она приглашала Матильду к себе домой и подолгу разговаривала с ней. Учительница старалась всячески поддержать девочку: «Семья, в которой ты родилась, не ценит тебя, но когда-нибудь все обязательно изменится».
Такие учителя, как мисс Ханни, остаются в памяти учеников на протяжении всей жизни. Они становятся их друзьями и проводниками в большой мир. Они дают детям то, чего не могут дать родители, и учат доверять миру и взрослым.
«Музыка сердца» (1999)
Мудрость от учителя: «Нельзя бросать что-то только потому, что это трудно»
Это история о том, как отстоять интересы учеников, даже если родители против.
После расставания с мужем, Роберта (Мэрил Стрип), скрипачка и мать двоих детей, переезжает в самый неспокойный район Нью-Йорка, Восточный Гарлем, где находит работу — она становится учителем музыки в местной школе, где учатся темнокожие дети.
Роберта решает учить ребят игре на скрипке. Но их родители против того, чтобы они разучивали музыку белых, а министерство образования не хочет выделять деньги на уроки, считая это причудой.
Преподавательнице удается достучаться до родителей и объяснить им, почему нельзя отнимать у ребенка то, что ему нравится, и почему нет разницы, какого цвета руки у человека, держащего в руках скрипку. Она умудряется объяснить девочке, у которой проблемы с ногами, что можно уверенно стоять на земле, даже если ты не можешь этого сделать физически. Главное — то, что внутри, а не то, что снаружи.
Погружаясь в проблемы детей, Роберта забывает о своих, и это помогает ей пережить трудный период после развода. Обучая ребят играть на скрипке, слушать и слышать музыку, она одновременно учит их гораздо более важным вещам — слушать и слышать других людей и себя.
«Большой» (2017)
Мудрость от учителя: «Кто-то же должен ее спасти! Ну может быть, искусство?»
Трогательная и драматическая история о том, что ученики не всегда оправдывают надежды учителя — порой какие-то уроки усваиваются лишь через много лет.
Галина Белецкая (Алиса Фрейндлих), бывшая прима советской сцены, уже много лет преподает в столичной балетной школе. Она строга, требовательна и даже придирчива к своим подопечным, и искренне считает, что нет таланта без трудолюбия.
Как-то один из ее бывших учеников, который преподает танцы в провинции, привозит ей на «показ» свою протеже — дерзкую девочку Юлю из Шахтинска. Он заметил ее на улице: Юля танцевала перед публикой, а в это время ее друзья обворовывали зазевавшихся зрителей.
Разглядев в этой провинциальной девчонке с дворовыми замашками настоящий дар балерины и узнав ее историю, Белецкая решает дать ей шанс и берет в свой класс. Юля остается в Москве — учиться в балетной школе и жить в общежитии. Семья не может помогать Юле материально, поэтому Белецкая нанимает ее мыть полы у себя дома и платит за это деньги.
Ученица и учительница сближаются, но нередко ссорятся, как это часто бывает с родными людьми. Независимая и несдержанная, Юля не раз выводила своего педагога из себя. Но даже когда студентка подводила, не являлась на прогоны, прогуливала, выпивала, Белецкая продолжала давать ей второй, третий и четвертый шансы. Удивительная, непрошибаемая вера в своего человека.
В какой-то момент преподавательница стала для Юли врагом номер один. И лишь через несколько лет после смерти Белецкой девушка смогла осознать, какую важную роль этот педагог сыграла в ее жизни. Эта драма Валерия Тодоровского, взявшая в 2018 году «Золотого орла» за лучший сценарий, показывает пример того, что нужно верить даже в самых непослушных учеников и помнить, что если вкладывать в них душу, то они это обязательно оценят.