Уроки «французского»: что делать, если ученик матерится

Категории: Педсовет

Тэги: ,,

Сквернословие становится все более распространенным явлением в речи детей. Современные школьники слышат нецензурную брань не только от взрослых и сверстников, но и от популярных блогеров и музыкантов — так на подсознательном уровне они усваивают посыл, что в использовании мата на публике нет ничего ужасного. Но что, если ученики выражаются нецензурно прямо на уроках? Разбираемся, как действовать, вместе с американским психологом, автором книг по поведенческим проблемам школьников Кеннетом Шором (Kenneth Shore).

Постарайтесь установить причину

Школьники используют ненормативную лексику по разным причинам. Одни ругаются, чтобы привлечь внимание учителя или одноклассников. Другие — чтобы произвести впечатление на своих сверстников. Кому-то мат помогает выразить сильные эмоции, такие как гнев, боль или разочарование. А некоторые ругаются, чтобы задеть того, кто их обидел.

«Определив причину, по которой ученик использует ненормативную лексику, вы сможете более эффективно отреагировать на нее», — говорит Шор.

Не игнорируйте сквернословие

Отсутствие реакции может дать ложный сигнал учащимся, что сквернословить — это нормально. Нужно противодействовать использованию ненормативной лексики. Это важно еще и потому, что некоторые дети ругаются настолько часто, что могут сами не осознавать, что их слова неуместны.

Если вы услышали нецензурное слово — реагируйте, даже если точно не знаете, кто именно его произнес. В этом случае не просите учеников помочь определить виновного.

Просто дайте понять классу, что такие высказывания неприемлемы. Можно сказать, например: «Я ожидаю, что ученики в этом классе будут уважительно разговаривать друг с другом». Затем вернитесь к уроку.

Реагируйте спокойно

Если вы считаете, что ученик ругается, чтобы привлечь ваше внимание или расстроить вас, ведите себя спокойно и сдержанно. Не заводитесь — это может только раззадорить его, и ему будет сложнее остановиться.

Вместо этого спокойно и четко объясните, что есть более подходящие способы привлечь ваше внимание.

Имейте в виду, что ребенок может не осознавать неуместность своих высказываний. Он может сказать, что считает эти слова нормальными, потому что слышал их от родителей, друзей или по телевизору. В этом случае хорошо работает такая фраза: «Я понимаю, что ты, возможно, слышал, как другие используют эти слова, но в школе их использовать нельзя».

Убедитесь в том, что ученик понимает, о каких именно словах идет речь, и обратите его внимание на то, что они могут задеть чувства других людей.

Помогите найти синонимы

Подберите с учеником литературные слова или фразы, которые он может использовать, когда собирается сказать «запрещенное слово». Выслушайте его идеи или предложите на замену непечатной лексике какие-нибудь забавные варианты — например, вместо слова «блин» говорить «бублик», «батон» или «баранка».

Если ученик ругается, чтобы выразить свои эмоции, предложите ему описать чувства в письме или личном дневнике.

Придумайте стоп-сигнал

Договоритесь о беззвучном сигнале (например, прикладывание пальца к губам), который вы будете подавать, когда ученик использует нецензурную или неподобающую лексику. Объясните, что, подавая этот сигнал, вы ожидаете немедленного прекращения сквернословия.

Назначьте мягкое наказание

Вы можете установить правило, согласно которому учащиеся, которые выражаются нецензурно, будут лишаться пяти минут перемены за каждый инцидент.

Назначая наказание, не читайте нотаций и не объясняйте свое решение. Не делайте исключений, будьте последовательны. Если сквернословие не прекращается, сообщите об этом родителям ученика.

После первого проступка попросите ребенка записать, что именно он сказал и почему он использовал это выражение. Вы также можете добавить свои комментарии. Поместите бумагу в конверт и попросите ученика адресовать его родителям. Положите конверт в свой стол и скажите, что вы передадите им письмо, если он снова будет ругаться.

Бывают случаи, когда все эти меры оказываются неэффективными, и школьник продолжает нецензурно выражаться, несмотря на многократные замечания и санкции. В таких — исключительных! — ситуациях нужна глубинная проработка проблемы с участием учителя, родителей, руководства школы, социального педагога и детского психолога.


Источник