Зацепинг и трейнсерфинг: как уберечь подростка от опасных увлечений
Девиантное поведение — это поступки и проявления человека, которые отклоняются от норм и правил, принятых в обществе. Часто такие отклонения встречаются среди подростков. Они могут выражаться по-разному: во внешности, манерах, увлечениях. Наиболее опасная форма девиации — экстремальные развлечения. Данной проблемой озабочены не только родители, но и ученые. Специалисты Центра защиты прав и интересов детей разработали методические рекомендации для профилактики опасного поведения подростков.
Вопреки правилам
Зацепинг и трейнсерфинг (от англ. train surfing) — езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения, со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.
Опасные заблуждения
Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди («пройти путь героя»), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»). По их мнению, зацепинг обеспечивает:
- получение удовольствия от скорости и процесса езды;
- расширенный обзор окружающей местности;
- возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
- возможность сэкономить на оплате проезда;
- возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
- возможность ехать на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс, и т. д.);
- повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.);
- возможность проникнуть в вагон или выйти из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т. д.).
По мнению ряда трейнсерферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.
Почему так происходит?
Стремление юношей и девушек самовыражаться любым, в том числе необычным, способом, а также тяга к риску и адреналину — это нормально для подросткового возраста. Объяснение данному феномену можно найти в том, что зацеперы — это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают другие доступные для себя способы: кто-то лезет без страховки на самое высокое здание, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда.
Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа они готовы рискнуть жизнью».
Психотерапевт Татьяна Неёлова заключает: «Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом — сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался — и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников».
Есть несколько причин, по которым чаще всего именно несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения, — это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения тех, кто предпочитает экстремальные виды досуга, заключается в идее, что пострадать могут лишь неумехи, а сами они умные и ни в коем случае не погибнут.
Зацеперы, трейнсерферы — это люди, которые, как правило, не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате переходят на сторону саморазрушения.
Психологические и социальные причины зацепинга
Особенности возрастного развития
1. Склонность к рискованному поведению.
2. Потребности в автономии, свободе, объединении в группы (аффилиации), значимости.
3. Потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии.
4. Дисгармоничность личности.
5. Изменение установившихся интересов.
6. Протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу.
Социальная среда
1. Семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей).
2. Социальное окружение.
3. Неорганизованность досуга, свободного времени.
В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В то время сформировалось организованное движение, приверженцы которого создали сайты в интернете для обмена информацией и пропаганды своего времяпрепровождения. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и увеличение числа публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Статистика гибели зацеперов с каждым годом растет.
Несчастные случаи в 2021 году
Переломом позвоночника и ожогом 70% тела закончилась попытка двух несовершеннолетних прокатиться на электропоезде в Вологде. 25 мая они залезли на крышу состава у станции Вологда-2, после чего одного из них ударило током. 13-летний мальчик получил сильный удар током, загорелся и упал вниз, его приятель испугался и убежал. Потушил несовершеннолетнего с помощью огнетушителя помощник машиниста, заметивший яркую вспышку на крыше состава, сообщает Северо-Западное управление на транспорте СКР. В крайне тяжелом состоянии он был доставлен в областную детскую больницу.
Подобная трагедия случилась и в Нижегородской области — госпитализирован 17-летний подросток с ожогами более 50% поверхности тела. Он вместе с другом хотел сделать селфи на крыше электропоезда.
По данным управления на транспорте МВД по ЦФО, на апрель текущего года только в Центральной России погибли девять зацеперов.
Пути профилактики экстремального поведения
Эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие подростков, также как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям. С точки зрения исследователя Х. Ремшмидта, в несовершеннолетнем возрасте встречаются следующие три типа эмоционального реагирования.
Эмоциональная неустойчивость — мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой — столкновением с контролем и ожиданиями окружающих.
Нападение или отступление — агрессивное поведение или тенденция избежать столкновения.
Идеализм — неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной, стороны этого мира.
Подросток еще не ушел от игры и продолжает испытывать потребность в игровых видах деятельности. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях, без которых нормальное развитие практически невозможно.
Практические рекомендации
Важно, чтобы у подростка формировались позитивные интересы и происходило позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:
- во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (необходимо, чтобы взрослый сумел выстроить особые отношения с подростком — отношения созидающего взаимодействия);
- в героях (подросток будет искать кумира для подражания, и этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);
- в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;
- в сотрудничестве с другими людьми;
- в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы;
- в равных семейных отношениях.
Для удовлетворения этих потребностей родителям желательно предпринимать следующие меры.
1. Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности.
2. Обучать детей правилам безопасности на железной дороге.
3. Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т. д. Особенно эффективны совместные увлечения старшего и младшего поколения.
4. Продумать досуг своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игровые тренинги.
Родители должны интересоваться не только учебой, но и личными проблемами ребенка, в особенности подростка. Важно, чтобы дети осознавали собственную ценность, имели какое-либо увлечение и были мотивированными на дальнейшую жизнь.
Чего делать нельзя?
По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Из-за специфики возраста строгие запреты и правила приведут к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения. Вывод один — всегда искать альтернативу и уметь договариваться со своим ребенком.