Выпускникам рассказали о ЕГЭ-2022 по литературе
Разбору экзаменационной работы ЕГЭ по литературе был посвящен очередной эфир, прошедший 18 октября в рамках онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Об изменениях 2022 года и особенностях выполнения отдельных заданий рассказал руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
В экзаменационной работе 2022 года были актуализированы все типы заданий, при этом сохранена основополагающая роль заданий с развернутым ответом.
Обновился литературный материал, который может встретиться на экзамене. Шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ веков, отечественная литература ХХI века. Участникам ЕГЭ придется работать не только с произведениями русской, но и зарубежной литературы (они могут встретиться в качестве опорного текста в заданиях 7–11, а также привлекаться для сопоставления при выполнении заданий 6 и 11 и при написании сочинения в задании 12).
В первой части работы сокращено количество заданий с кратким ответом. В нее включены альтернативные задания с развернутым ответом 5 и 10, где нужно дать ответ на один из двух предложенных вопросов. Изменены требования к выполнению сопоставительных заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): если раньше нужно было подобрать два произведения для сопоставления, то теперь достаточно одного.
Изменились и требования к сочинению (задание 12). Повышены требования к объему сочинения, теперь в нем должно быть не менее 200 слов. Добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств», где помимо литературы может идти речь о произведениях живописи, театра и кино. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл по критерию «Опора на теоретико-литературные понятия». В сочинении в ЕГЭ по литературе теперь будет также оцениваться грамотность, но экзаменуемым разрешено пользоваться орфографическим словарем.
Сергей Зинин пояснил, как быть в том случае, если литературное произведение предполагает неоднозначную интерпретацию. «В литературе очень много того, что требует интерпретации, и ответы могут быть неоднозначными. В экзамен заложен не только анализ, но и интерпретация художественного текста, но интерпретация должна быть в пределах авторского замысла», сказал он.
Видеозапись консультации доступна на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube.
19 октября в 15:00 серию онлайн-консультаций продолжит эфир, посвященный подготовке к итоговому сочинению.