Во что поиграть со школьником?
Если ребенок-дошкольник, как правило, сам то и дело упрашивает взрослых с ним поиграть, то с переходом в школу фокус его интересов с каждым годом все больше смещается в сторону сверстников. Однако это не значит, что взрослым больше не нужно с ним играть: наоборот, именно совместные игры помогают сохранить вашу эмоциональную связь, а заодно обогащают опыт ребенка. Идеи для игр в кругу семьи, которые будут интересны и взрослым, и детям постарше, были представлены на вебинаре Центра защиты прав и интересов детей.
Какие особенности школьников нужно учитывать в играх
Если до школы основным видом деятельности для ребенка выступает игра, то с поступлением в первый класс на первый план выходит учебная деятельность. Следующее важное отличие школьников — если раньше в играх естественным образам делался упор на совершенствование физических навыков, то с переходом в школу в приоритете постепенно становится познавательная активность ребенка.
Кроме того, в школе гораздо более важным, чем раньше, становится общение со сверстниками. Но при этом для ребенка все так же важно, чтобы его принимали взрослые, — в первую очередь речь, конечно, о родителях. Также поведение ребенка становится более произвольным — он лучше управляет своими желаниями и охотнее следует правилам.
Еще у школьников более развита способность к отвлеченному мышлению и сознательному контролю за движениями. Развитая речь позволяет им лучше ориентироваться в более сложных интеллектуальных и подвижных играх. Со школьниками несложно договориться и о правилах игры, и о распределении ролей, и о таком составе команд, чтобы они были примерно равны по силам. Также с ними гораздо интереснее обсуждать проведенную игру, делиться впечатлениями от нее.
Настольные игры: учат соблюдать правила, развивают фантазию, мышление и внимание
«Кортекс»
Соревновательная игра-головоломка, участники которой решают различные логические задачки. Чтобы выиграть, нужно выполнить как можно больше несложных и увлекательных заданий за отведенное время. Всего в игре несколько разных видов заданий, направленных на развитие памяти, внимания, счета, координации и других качеств. Пожалуй, главная изюминка игры — тактильные карты, которые нужно распознавать на ощупь. Сможете угадать, где баскетбольный мяч, а где клубника? А за долю секунды увидеть выход из лабиринта? А запомнить предметы с карточки и безошибочно их назвать? Или найти выход из лабиринта? Словом, игра открывает простор для соревнования в логике, внимательности и скорости реакции.
«Ответ-пати»
Игра хорошо подходит для детей с рассеянным вниманием, которые с трудом усваивают то, что говорит, например, учитель на уроках. Она хорошо тренирует такие качества, как внимательность и скорость реакции. Внутри коробки — комплект карточек с утверждениями (в основном веселыми или забавными), которые зачитывает ведущий. Если сказанное — правда, нужно поднять или положить на стол левую руку, а если ложь — правую. Кто первым среагировал правильно, тот зарабатывает очко. Если ребенок плохо воспринимает информацию на слух или не запоминает стихи, которые учит, эта игра — хорошее средство «вытянуть» аудиальный канал восприятия информации.
«Маго-маркет»
Главное достоинство этой игры в том, что она развивает кооперацию между участниками и учит понимать друг друга в буквальном смысле без слов. В процессе игры все учатся друг другу доверять и действовать сообща. Задача — двигаясь по карте-лабиринту, как можно быстрее собрать артефакты. Дело в том, что каждый игрок может совершать ходы только в одном направлении: один — только влево, другой — только вперед. Разговаривать при этом нельзя. В результате все участники объединяются общей целью, а общий результат зависит от слаженности действий.
«Словодел»
Игра хорошо подходит для тренировки правописания и пополнения словарного запаса. В ней нужно составлять слова в подобие кроссворда и зарабатывать за это очки. Каждый игрок берет семь фишек с буквами, а тот, кто ходит первым, выкладывает посередине игрового поля первое слово и добирает себе фишки, а остальные добавляют свои слова. Чем длиннее слово, тем больше очков оно приносит. Еще больше очков можно выиграть, если использовать слова с редкими и «дорогими» буквами — например, Ф, Э, Ж. Цена каждой буквы указана в углу фишки.
Игры на координацию движений и мелкую моторику
«Курица»
Всем известно выражение «будто курица лапой написала». Попробуйте воплотить ее в жизнь — для этого понадобятся листы бумаги, ватман или даже старый рулон обоев, а также карандаши, фломастеры или маркеры. Расстелите на полу бумагу и дайте каждому участнику игры (чем их больше, тем веселее) фломастер. Их задача — написать заданное слово или фразу, сидя на полу. Подвох в том, что писать нужно ногами, то есть фломастер или карандаш зажимается между пальцами ног. Победа достается тому, кто напишет быстрее и разборчивее других участников. Игру можно усложнить, если писать не печатными, а прописными буквами. Тот, кто будет пытаться помочь себе руками, выбывает.
«Золушка»
Для этой игры потребуется реквизит — миски или блюдца, а также орехи и сухофрукты примерно одного размера, но разной формы: фундук, кешью, арахис, фисташки, фасоль, изюм. Смешайте орехи и насыпьте поровну в миски. Задача участников — с завязанными глазами наощупь разобрать все ингредиенты на разные кучки. Выигрывает тот, кто справился с заданием быстрее и точнее других участников.
«Повторяй за мной»
Чем-то похожа на классики, но играть в нее можно и на свежем воздухе, и в помещении. Для каждого участника нужно обозначить (мелом на асфальте или скотчем (изолентой) на полу) шесть квадратов такого размера, чтобы в каждый помещалась ступня, — четыре горизонтально в ряд и еще два — над двумя средними квадратами. Каждый участник становится в нижние средние квадраты, затем выбирают ведущего, за которым остальные будут повторять самые разные прыжки, шаги и развороты внутри своих фигур. Игра отлично развивает крупную моторику и внимательность.
Домашние квесты: весело и интригующе
Помимо развлечения, квесты дают детям полезные навыки: ориентироваться по карте, кооперироваться для выполнения задания. В магазинах для детей продаются готовые домашние квесты на самые разные темы. Но в принципе можно придумать свою уникальную игру вместе с детьми. Оставляйте записки с подсказками в разных местах квартиры, а их координаты можно обозначить на нарисованной «карте сокровищ» или, например, зашифровать в загадках. В целом «изготовление» вашего авторского семейного квеста состоит из нескольких этапов.
Придумать легенду и выбрать места для подсказок
Про кого будет ваша игра, какую задачу предстоит решить и какую загадку разгадать? Может, это будут поиски пиратских сокровищ или пропавшей экспедиции, а может, помощь любимым героям мультфильмов и попытка разгадать сказочных персонажей? Обратитесь за идеями к детям, и они легко выдадут вам самые невероятные концепции, которые можно будет развить в интересный сюжет. Если же идеи кончились, а в магазин идти неохота, то в интернете можно найти готовые сценарии для домашних квестов.
Места, где будут спрятаны подсказки с заданиями, должны быть не слишком явными, но и не совсем сложными — постарайтесь, чтобы они соответствовали возрасту и смекалке ребенка, его росту и физическим способностям. Предусмотрите возможность получить подсказку за какое-либо действие — например, песню, стишок или танец.
Составить задания, подготовить реквизит и призы
Из выбранных мест составьте и запишите для себя цепочку из 10–15 подсказок или загадок (меньше не так интересно, больше — чересчур утомительно). Первую подсказку вручите лично или положите на видное место. Детям постарше будет интересно получить ее в виде СМС с загадкой, фотографии какого-либо места в доме или конверта. По первой подсказке нужно будет определить, где находится вторая, затем — третья и так далее.
Дополнительную интригу игре придадут загадочные артефакты — кодовые замки, записки внутри бутылки или послания, написанные молоком на салфетке, которую нужно подержать в теплой духовке, чтобы надпись проявилась.
Если детей несколько, позаботьтесь, чтобы небольшой приз достался каждому. Хорошо подойдут игрушки или сладости. Конечно, гораздо проще достать шоколадку или чупа-чупс из шкафа, но ценность такого же «артефакта», добытого собственным трудом и смекалкой, возрастает многократно.
Источник: Вебинар Центра защиты прав и интересов детей «Как организовать совместную игровую деятельность родителей с детьми от 1 года до 13 лет в пределах своей квартиры», 14 апреля 2020 года