В российских школах озаботились изучением китайского языка: родители бьют тревогу
С недавнего времени школы будоражит новость о введении в программу обязательного изучения китайского языка. Вроде бы язык великого Конфуция может даже вытеснить из программы «первый иностранный» – английский. «МК» выяснил, в каком виде китайский придет в наши школы в действительности. Первыми тревогу забили родители будущих пятиклассников. Детям и так предстоит непростой переход из «началки» к разным учителям и нескольким новым учебникам. А тут еще целая «китайская грамота» свалилась на голову.
– У нас школе объявили, что целый класс набирают под китайский, – волнуется Николай, отец будущей пятиклассницы из Москвы. – Как так? Мы, конечно, в него не записались. Первым иностранным, несомненно, должен быть английский. Вторым думаем взять французский… Кстати, китайский класс в этой гимназии так и не набрали.
Масла в огонь родительского волнения подлило и некое сатирическое издание, написавшее, что китайский в российских школах станет обязательным предметом вместо английского. В связи с санкциями и обострением противостояний с «коллективным Западом». «Обращение на Восток» в школах шутники подкрепили фейковой цитатой главы Минпросвещения: мол, рынки англоязычных государств для нас закрыты, сокращаются деловые контакты, зато расширяются связи с Китаем. «Исходя из компетенций будущего, в министерстве принято решение об обязательном изучении китайского языка». Министр такого никогда не говорил, но, не вчитавшись, «новость» растиражировали многие сетевые паблики и даже СМИ.
– Как известно, с 1 сентября 2022 года в школах начинают действовать новые образовательные стандарты, ФГОС-3, – рассказывает эксперт в области образования Евгений Кузьмин. – Напоминаю, что с бухты-барахты во ФГОС не может ничего поменяться, даже по решению министерства. Утверждение ФГОС и их общественное обсуждение, нормативно-правовое закрепление и пр. занимает 2-3 года. И стандарт един для всей территории РФ. Какой вывод можно сразу сделать? Что переход от английского к китайскому «одним днем» решительно невозможен. Даже технически: где для всех 50 тысяч школ в России набрать преподавателей китайского?? Невозможен и методически. На самом деле китайский язык действительно включен ФГОС-3 в список предметов, но как дополнительный, второй иностранный язык. Кстати, наряду с итальянским. В ФПУ (Федеральный перечень учебников. – Авт.) появились учебники по этим языкам. С другой стороны, тот ФГОС-3 делает изучение второго иностранного языка в школах необязательным, факультативным. Родители вправе отказаться от второго иностранного вообще. Цитирую: «…решение о введении второго обязательного иностранного языка… определяется школой с учетом мнения родителей». В отличие от ФГОС-2, где четко было прописано, что второй иностранный язык входит в учебный план как обязательный предмет.
О том, так ли сложен китайский, как его малюют, «МК» поговорил с военным переводчиком, репетитором китайского языка Инной Иксановой.
– У меня есть ученики даже младше 10 лет, – рассказывает Инна. – В основном учат язык те дети, чьи родители считают его перспективным. Для дальнейшей учебы в Китае, например, или для будущей работы. Или сами родители китаисты, интересуются культурой Китая… Знаю, что есть поверье о том, что в китайском очень сложная фонетика, и ее воспринимают только обладатели хорошего музыкального слуха. Не сказала бы. Дети как губки впитывают.
По-моему, главная сложность в изучении языка – нежелание учиться со стороны ребенка. Еще сложность состоит в том, что ребенку 8–10 лет тяжело дается образное понимание того, как пользоваться языком. Тем более иностранным. Ментально, я бы сказала, китайский язык противоположен русскому. Да, первоначально китайский язык требует больше усилий и времени, чем тот же английский. Но я считаю, что при определенном желании и усидчивости и 10-летний ребенок тоже может его изучать. Просто в этом возрасте его надо преподавать в максимально игровой форме, чтобы не напугать ребенка. И он сам поймет, что ему это интересно.
Мне жаль, что китайский у нас не распространен, даже репетиторов можно пересчитать на пальцах. Лично мне именно китайский язык помог сорганизоваться, сфокусироваться на учебе, натренировать память. Знаю, что есть нейропсихологические методики тренировки через иероглифическое письмо. Но по большому счету я согласна с тем, что лучше изучать китайский, когда ты уже вырос и имеешь мотивацию. А чтобы хорошо знать китайский, проникнуть в его суть, стать профессионалом в области изучения языка, нужно полжизни примерно тяжелой работы. Но оно того стоит.