Учитель года Гуров: «Мой секрет – быть на одной волне с учениками»
По итогам непростого 2020 года, когда весь мир боролся с пандемией коронавируса и сложностями перехода в онлайн, самую престижную образовательную награду – премию Всероссийского конкурса «Учитель года» – получил 33-летний Михаил Гуров, учитель математики лицея классического элитарного образования из Ростова-на-Дону. Каким должен быть современный учитель? Возобладает ли искусственный интеллект над традиционной системой образования? Устарела ли пятибалльная система оценок и актуальны ли ОГЭ и ЕГЭ? Об этих и других нюансах российского образования мы попросили рассказать Михаила Николаевича.
Михаил Николаевич, поделитесь, пожалуйста, своим опытом участия в конкурсе «Учитель года». Пандемия не стала помехой в подготовке?
Если принять во внимание, что во всем можно увидеть положительные стороны, то отчасти даже помогла. О своем участии в финале конкурса я узнал в сентябре прошлого года, когда заболел ковидом. Соответственно, и готовился, будучи на больничном. Поэтому у меня была возможность тщательно обдумать, каким уникальным опытом, наработками я могу поделиться с коллегами. Хотелось уделить достаточное внимание теоретической базе в области методик преподавания математики, психологии, педагогики. Я довольно быстро понял, каким хочу сделать показательный урок, оставалось определиться с мастер-классом: долго не мог его структурировать и даже просто остановить выбор на конкретной теме. Но, кстати, именно мастер-класс для коллег произвел настоящий фурор и определил мое попадание в пятерку лауреатов, а отчасти и победу.
Расскажите, пожалуйста, о нем чуть подробнее.
Я исследовал много источников, перебрал огромное количество идей и только в январе 2021-го, когда осознал, что сроки поджимают, решил показать то, чем занимаюсь на уроках каждый день и умею делать лучше всего.
У меня есть несколько так называемых методических «фишек». В частности, в математике я использую применяемые для научных расчетов вычислительные комплексы для визуализации изучаемых в классе объектов. Итак, я включил в мастер-класс трансформацию математической информации в привлекательные для детей формулировки, а также исследования из области нейрофизиологии о способности мозга дополнять «загруженные» в него данные. В рамках подготовки я тщательно изучал концепции Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера, основателей гештальт-психологии, чтобы представить свои наработки в более научном ракурсе, овладеть специальной терминологией. Оказалось, что у моих идей уже были научные названия, данные другими исследователями, а термины и процессы, которыми занимаюсь я, были давно известны психологам. Получается, мы пользовались одним и тем же научным аппаратом независимо друг от друга!
Как вы полагаете, в чем состоит новаторство вашего подхода к обучению?
С одной стороны, в попытках постоянно находиться с детьми на одной волне, быть осведомленным об их культуре, применять на уроках те методики, которые им интересны. С другой – я понимаю, что в современном обществе большинство детей – визуалы, поэтому активно внедряю когнитивно-визуальный подход: предоставляю им максимум наглядных учебных материалов, что так необходимо в математике. Я придерживаюсь подхода Карла Фридриха Гаусса, который считал, что «математика – наука скорее для глаз, чем для ушей».
Назовите пять, на ваш взгляд, главных черт, навыков «учителя новой формации».
Обучаемость. Работая с детьми, нужно постоянно находиться в процессе обучения. Технологии не стоят на месте, и учитель должен поспевать за ними. К слову, раньше у меня была потребность едва ли не каждые два года получать новое образование. Та среда, в которой я живу, также способствует освоению новых навыков. За последнее время я научился создавать качественные презентации, содержательные и правильно оформленные методические разработки, прокачал навыки в области информационных технологий, чему способствовал дистант.
Современность. В настоящее время для учителя важно быть на одной волне с учениками. На мой взгляд, советский подход «учитель – второй родитель» отходит в тень. Дети хотят видеть в учителе прежде всего человека, понимающего их культуру, и в определенной мере – друга, способного поддержать беседу на молодежные темы.
Харизматичность. Современный учитель должен быть яркой личностью, способной притягивать к себе, обладать лидерскими качествами, объединять вокруг себя детей, пробуждать в них интерес к своему предмету.
Знание психологии, умение воспитывать. Педагог – проводник не только знаний, но и ценностей. Дети живут в условиях глобализации и огромного потока информации. Не всегда эти данные адекватны, правдивы и нужны. Учитель своим примером и различными воспитательными подходами должен направлять детей, научить фильтровать потоки информации, выделяя только по-настоящему полезное и стоящее. Объяснять, что полезно, а что вредно.
Высокий уровень предметных знаний. Прежде всего, дети приходят в школу учиться. Образование не менее важно, чем социализация. Учитель должен быть готов ответить на любой вопрос, виртуозно владеть преподаваемым материалом, стремиться к саморазвитию. Абсолютное большинство моих коллег таковы.
Как думаете, может ли онлайн-обучение прийти на смену традиционному формату?
Пока личность учителя является «магнитом» для притяжения учеников, вряд ли дистанционная форма полностью заменит очный формат. Безусловно, есть ряд плюсов для решения некоторых образовательных задач и в дистанте. В дальнейшем будет важно использовать опыт, полученный нами в этот период, но, полагаю, говорить о равной ценности онлайн- и офлайн-образования нам придется еще не скоро. Хотя технологии виртуальной реальности развиваются быстро, и вполне возможно, что через 10 лет будут разработаны такие девайсы, которые позволят создать полную иллюзию присутствия педагога на уроке. Но не стоит забывать, что слово «иллюзия» здесь ключевое. Одна из основных задач школы – социализация. Поэтому, как говорят высшие чиновники, «приоритет российского образования – очное обучение».
Какие достижения учеников стали предметов вашей гордости в период дистанта?
В прошлом году я выпускал 11-й класс. Фактически весь финальный этап подготовки учеников прошел в дистанционном формате. Меня радует успех моего прошлого выпуска на ЕГЭ по математике: ребята набрали один из самых высоких средних баллов по Ростовской области. Причем они показали не худшие результаты, чем демонстрировали их сверстники при очном формате обучения. Я доволен, что ребята смогли собраться и влиться в новую систему. В этом немалая заслуга постоянно работающего в лицее психолога, который консультировал и мотивировал школьников в сложные времена дистанта.
Имеет ли педагог право на ошибку?
Любой педагог – человек и может ошибаться. Я часто ошибаюсь на занятиях, иногда намеренно, чтобы дети не расслаблялись. Полагаю, важно показывать, что учитель не является непогрешимым абсолютом. Он такая же личность, как и все остальные: может обсчитаться или что-то забыть, и ничего страшного не произойдет. Конечно, педагог должен признавать свои ошибки, а если его решает поправить ученик, не воспринимать это в штыки, а переводить в ситуацию успеха для ребенка.
Означает ли это, что вы демократичный учитель?
Если говорить о балансе авторитарности и демократичности в педагогике, я ближе ко второму полюсу. Именно такой подход дает возможности раскрыться каждому ученику. Ребенок не боится совершать ошибки, мыслить нестандартно. Развитие креативности – один из важных навыков XXI века.
Многие педагоги отмечают, что большое счастье – работать с мотивированными учениками, олимпиадниками…
Для меня намного более ценно привить любовь к математике ученику, который изначально не верил в собственные силы. Именно работа с чуть более слабыми детьми и является показателем моей профпригодности как педагога. Я очень люблю работать с так называемыми отстающими: это поле деятельности, где я могу реализоваться как педагог-мотиватор и психолог, помочь раскрыть потенциал ученика.
В настоящее время цель школы – прийти к формирующим оценкам. Однако 5-балльную систему никто не отменял. Как вы считаете, актуальна ли она сегодня?
Современный стандарт, помимо предметных, регламентирует наличие еще и метапредметных, и личностных результатов. Такого рода критерии невозможно оценить по существующим системам. Более того, метапредметные и личностные результаты формируются не мгновенно, они отсрочены во времени. Что касается 5-балльной системы оценивания, с одной стороны, я не имею ничего против нее, с другой – сейчас стандарт подразумевает разделение работы учеников на несколько уровней: базовый и профильный. Для этой цели больше подходит 100-балльная система оценивания, которая введена у нас в лицее. Любой балл можно перевести в привычную всем отметку – от 2 до 5. Но, на мой взгляд, при многобалльности можно оценить результат ученика качественнее. Не зря даже в 5-балльной системе к оценке часто добавлялся плюс или минус. Самое значимое преимущество 5-балльной системы – это то, что она устоялась в государстве и понятна всем поколениям. Полагаю, повсеместный отказ от нее в ближайшем будущем невозможен и нецелесообразен.
А как вы относитесь к ЕГЭ и ОГЭ? Насколько оправдано, нужно, важно проведение этих экзаменов? Может быть, формат устарел?
Я поступал в колледж и университет без этих экзаменов, поэтому испытал на себе преимущества и недостатки и старой, и новой систем. На мой взгляд, до введения ЕГЭ и ОГЭ не хватало объективности в приемной кампании. В каждом вузе и колледже были свои подготовительные курсы, и те счастливчики, которые успели на них записаться, работая с учителями – составителями экзаменационных материалов, имели возможность лучше подготовиться. После введения ЕГЭ объективность оценки результатов повысилась. Сейчас мы видим, как в топовые региональные и столичные вузы поступают школьники из сельской местности. Их приток в центры округов, города федерального значения демонстрирует, что все дети получили фактически равные возможности при сдаче экзаменов. Любой вуз ориентируется на отбор детей с определенными навыками, необходимыми для дальнейшего обучения. Раньше для специальной подготовки нужно было ехать в сами вузы, поступать на подкурсы, самостоятельно искать и изучать материалы. ЕГЭ – один из самых объективных экзаменов в мире. Он избавил учеников от подобной необходимости. Он проходит под контролем камер, искусственного интеллекта, формат контрольно-измерительных материалов (КИМ) полностью исключает возможность махинаций. В то же самое время государство разрешило ряду топовых вузов, таких как МГУ, СпбГУ, МГИМО, МФТИ, проводить собственный внутренний экзамен – ДВИ (дополнительные вступительные испытания). Эти испытания подтверждают или опровергают уровень знаний абитуриента по результатам ЕГЭ. Резюмирую: система ЕГЭ и ОГЭ, на мой взгляд, вполне эффективна и жизнеспособна.
Что бы вы пожелали выпускникам, которые хотят поступать в педагогические вузы, и коллегам, выбравшим непростую профессию учителя?
Тем, кто собирается связать жизнь с педагогикой, я желаю пройти этот путь, не сворачивая с него, постараться реализовать свой потенциал по максимуму, получать удовольствие от учительской работы, а это сделать можно всегда. Все, что будет зависеть от меня как советника министра просвещения, все, что касается помощи молодым педагогам в профессиональной реализации, их финансового благополучия, я постараюсь донести до Сергея Сергеевича (Кравцова, министра просвещения. – Прим. авт.) и всех, с кем мне доведется общаться. Желаю будущим коллегам не бояться и решительно действовать.
Что касается нынешних коллег-учителей, я желаю им наслаждения работой, желаю благодарных учеников, которые помнят их, поздравляют с праздниками даже много лет спустя. И еще, конечно же, здоровья – нам, учителям, без него никуда!