Учим детей сотрудничать: игровые практики

Как избежать конфликтов, ссор и даже интриг среди учеников и научить детей выстраивать контакты с окружающими?

Потребность спорить, ссориться, отстаивать свою позицию и искать свое место внутри коллектива неизбежны в любой группе людей, утверждают психологи. Задача учителя − направить эту энергию в правильное русло, сделать так, чтобы споры между детьми превращались в конструктивные разговоры, вырабатывались умения договариваться, общаться, дружить, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, не превращая общение в сражение.

Если говорить научным языком, учитель должен стараться развивать в детях коммуникативные навыки трех категорий.

  1. Личностные презентационные навыки: способность понятно выражать свои мысли и эмоции, производить позитивное впечатление на окружающих.
  2. Навыки общения в паре: способность выстраивать диалог, слушать и понимать собеседника, распознавать его эмоции, находить общий язык, договариваться, помогать.
  3. Навыки общения в коллективе: способность видеть свою роль в группе, находить общую цель и работать в команде над достижением этой цели.

Для естественного развития этих навыков у детей педагог может выстраивать урок таким образом, чтобы часть работы ребенок выполнял индивидуально, часть − в паре с одноклассником, часть − в группе из 5-7 человек. В парах дети могут проводить интервью и задавать друг другу вопросы по изучаемому материалу, в группах − выполнять творческие задания.

Игры для развития навыков общения

Существует немало проверенных временем игр на развитие коммуникативных навыков, играть в которые можно на переменах или во время классных часов. Эти игры развивают как вербальные, так и невербальные коммуникативные навыки. В первом случае дети учатся объяснять свою позицию и договариваться с другими с помощью слов, во втором — считывать эмоции собеседников и общаться с помощью мимики, жестов, зрительного контакта.

Развиваем навыки вербального общения

Игра «10 вопросов»

Дети садятся на стулья, расставленные по кругу, один ребенок выходит в центр и рассказывает о сказочном персонаже, животном или известной личности, не называя его (ее). Участники игры задают 10 наводящих закрытых вопросов, после чего должны назвать того, о ком шла речь.

Количество вопросов ограничено, и детям приходится обсуждать, какие из них будут наиболее полезные для достижения общей цели. 

Игра «7 предложений»

Учитель предлагает каждому ребенку описать простой предмет (карандаш, стул, яблоко, ластик) в 7 предложениях. На выполнение задания дается одна минута. Задание считается выполненным, если по описанию учитель угадывает, о каком предмете шла речь.

Эта игра помогает трансформировать пассивный словарный запас ребенка в активный, так как развернуто описывать самые простые вещи не так уж и просто. 

Игра «Шляпа»

Для игры необходима шляпа, в которую учитель складывает листочки с написанными на них названиями предметов. Дети делятся на пары, вытягивают из шляпы листочки и описывают друг другу предмет, указанный на листочке, не называя его и не используя однокоренные названию слова. За каждое отгаданное слово начисляется балл, но не игроку, а паре.

Эта известная игра одновременно развивает личностные коммуникативные навыки и умение общаться в паре.

Игра «Воздушный шар»

Детям необходимо представить ситуацию: они оказались на воздушном шаре. С собой у них десять предметов разной степени нужности: начиная от компаса и питьевой воды, заканчивая куклой, планшетом или набором самых вкусных шоколадок. По условиям игры, чтобы шар продолжал лететь, им необходимо начать скидывать вещи за борт воздушного судна. Выбросить любую вещь дети могут, если с этим согласятся все участники команды, при этом вещь выбирают голосованием. Учитель в этой игре выполняет роль наблюдателя, подмечая, все ли дети согласны с общим решением.

Главная цель этой игры — научиться через открытое обсуждение приходить к общему, полезному для всех решению.

Развиваем навыки невербального общения

Игра «Есть контакт!»

Для этой игры можно выбрать относительно длинное стихотворение, считалочку, текст песни или даже сказку, которую знают все участники. Задача команды — воспроизвести весь текст от начала до конца так, чтобы каждый участник произносил за один ход не более трех слов. Назвав свои три слова, ребенок должен подмигнуть любому участнику, который продолжит игру, произнося следующие три слова. Учитель может отсчитывать время: если после передачи хода прошло больше 10 секунд, а повествование никто не подхватил, детям необходимо начать сначала.

Эта игра развивает очень важную для эффективного общения способность − поддерживать зрительный контакт. 

Игра «Круг-треугольник-квадрат»

Дети становятся в круг. По команде учителя им необходимо, не произнеся ни слова, перестроиться в течение пяти секунд, образовав сначала треугольник, а потом квадрат. Первые попытки в этой игре всегда оказываются проваленными (это действительно непросто!)

После первых неудач дети прибегают к различным вариантам невербального общения и учатся использовать их на практике.

Игра «Крокодил эмоций»

Ребенок выбирает любую эмоцию и без слов, с помощью жестов и мимики, представляет эту эмоцию участникам игры. Тур считается пройденным, когда эмоция определена и названа хотя бы одним из участников.

Простая игра, развивающая эмоциональный интеллект. 

Классный час с обратной связью

Находясь внутри коллектива, мы всегда исполняем какую-то социальную роль: это может быть роль лидера, помощника, роль наблюдателя, критика. Для личностного развития важно менять роли и учиться комфортно чувствовать себя в любой из них.

Начать обучаться непростому искусству коммуникативного жонглирования можно уже в младших классах. Как минимум один раз в течение четверти можно устраивать классный час, посвященный обсуждению ролей и отношений внутри класса.

Знающий своих учеников учитель может создать нужное количество грамот, медалей или других специальных наград с разными описаниями: самому помогающему, самому общительному, самому вдумчивому, самому внимательному. Во время классного часа можно предложить детям самостоятельно распределить награды, а в будущем повторять эту церемонию. Нужно лишь заранее подбирать новые номинации. Они должны быть позитивными и приятными, подчеркивающими лучшие качества детей − «отважный супергерой», «сказочная фея с добрым сердцем», «волшебник с безграничной фантазией». Ведь невероятно приятно и почетно оказаться суперменом класса!

Получая каждый раз новую награду, дети со временем начинают осознавать,  что они могут быть разными, а значит не должны ограничиваться одной ролью в коллективе.

Итог

Кроме описанных игр и заданий существуют десятки других, которые помогают в непринужденной форме развивать у детей способности слышать и ценить друг друга, настраиваться на взаимную поддержку, сотрудничать и приходить к компромиссу в сложных ситуациях.

Учителю важно помнить, что умение жить среди людей, общаться и быть услышанным никому не даются от рождения, развивать коммуникативные навыки не менее важно, чем обучать, например, математике. Однако кроме проведения игр на развитие всех этих умений, взрослым важно и самим демонстрировать детям те принципы общения, которым они стараются их обучить.

Источник