Учеба в предпрофильном классе даст до 30 бонусных баллов к результатам ЕГЭ

Ученика развернут в профиль

Учеба в предпрофильном классе даст до 30 бонусных баллов к результатам ЕГЭ

фото: Евгений Семенов

В скором времени вес портфолио внеклассных достижений абитуриентов, дающий им дополнительные баллы при зачислении в вуз, может вырасти сразу на 20-30 пунктов. Правда, претендовать на этот бонус, как выяснилось на заседании комиссии по образованию Мосгордумы, смогут лишь школьники, прошедшие предпрофильное обучение.

Предпрофильное образование, если кто не знает, это не углубленное обучение, нацеленное на поступление на определенную вузовскую специальность или конкретный вуз. Это — интеграция общего и дополнительного образования, школы и вуза, позволяющая школьнику вначале познакомиться с целым рядом профессий, а уж затем осознанно выбрать самую для себя привлекательную и, выбрав, сформировать нужные для самореализации навыки и умения.

Схема работает так. Школа, вуз и работодатель заключают трехстороннее соглашение об участии в совместных проектах по разным направлениям предпрофильного образования детей. А затем объединенными усилиями показывают школьнику — что особенно важно, как в теории, так и на практике — что такое заинтересовавшая его специальность. Не понравится — не беда. Даже хорошо: выбирая себе «взрослую» жизнь по окончании школы, этой ошибки ребенок уже избежит, а, стало быть, его шанс не промахнуться с будущей профессией возрастет.

По России «предпрофиль» идет в основном по трем направлениям: медицинские, инженерные и кадетские классы. Но в Москве таких возможностей больше: есть академические классы или, скажем, курчатовские. Главное, подчеркнула замглавы столичного департамента образования Татьяна Васильева, что «школьники могут получать знания из каждого профильного учреждения города, а также попробовать себя там в самых разных областях. Так что миссия проекта не столько в подготовке студентов конкретного вуза, сколько в формировании компетенций, которые помогут ребенку определить профессию, чтобы ему было интереснее и проще учиться по выбранной профессии».

Но вот учеба осталась позади, а выпускники предпрофильных классов сдают предпрофильные экзамены. (В прошлом году только в Москве их сдали более 2 тыс. ребят). А что дальше?

«Формирование у ребят компетенций в школе должно давать соответствующие бонусы», — не сомневаются управленцы от образования. И они правы. Однако на сегодняшний день, в соответствии с порядком приема в вузы, успешно сданные предпрофильные экзамены, равно как успехи на предпрофильных олимпиадах, а также победы или призерство на соответствующих научных конференциях дают лишь от 3 до 10 баллов. А это несправедливо мало, сочли в Мосгордуме.

Дополнительный бонус для прошедших предпрофильное обучение, по оценке депутатов и экспертов, должен составлять не менее 20-25, а то и 30 баллов — с таким предложением думцы вскоре выйдут в Минобрнауки. А это, если они найдут там поддержку, полностью изменит расклад при зачислении в вузы, и в первую очередь столичные.

— Это очень важно для прикладных инженерных специальностей,- заявил проректор МИСиС Вадим Петров.- Мы, например, за то, чтобы дать преимущество этим детям даже перед стобалльниками ЕГЭ, т.к. считаем, что их мотивация выше!

— Давно пора запретить столичным вузам принимать абитуриентов с «тройками» по профильным предметам, если эти результаты не подкреплены дополнительными баллами за предпрофильное обучение,- согласился с коллегой ректор Высшей школы экономики и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов.- Зачем перегружать Москву посредственными студентами из других регионов?!

Правда, очевидным следствием такого подхода к отбору абитуриентов станет не только «поражение в правах» иногородних троечников, но и снижение среднего балла зачисления. А это по нынешним правилам автоматом повлечет за собой снижение бюджетного финансирования вуза и его места в рейтингах, а, стало быть, и преподавательских зарплат. Но на эту напасть есть свой метод. Например, плюсовать дополнительные «предпрофильные» баллы не в вузах, а прямо в сертификатах ЕГЭ. И подавать в приемки уже консолидированные результаты. Ну что же, будем ждать решения Минобрнауки.

Источник