Стратегии выбора профессии
О выборе будущей профессии родители обычно беспокоятся гораздо больше, чем сами подростки. На наши вопросы о том, что делать в трудной ситуации, как перестать нервничать и подойти к решению проблемы, используя научный подход, отвечает психолог, член Союза писателей, старший научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, Центра практической психологии образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Галина Резапкина.
Что делать, если старшеклассник не знает, кем он хочет стать?
Не стоит драматизировать эту ситуацию. Хотя нормативным для выбора профессии считается возраст 14–15 лет, на практике эти границы могут сдвигаться в любую сторону. Нередко младшие школьники четко представляют свое профессиональное будущее, а студенты сомневаются в выборе профессии.
Есть несколько причин возможных затруднений: неполное или искаженное представление подростка о мире профессий, о своих личностных особенностях, нереалистичная самооценка, несформированная учебно-профессиональная мотивация. Системное сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах школьного обучения способно устранить большинство этих причин.
Если в начальной школе и в среднем звене со школьником никто не говорил о будущей профессии, наивно ждать, что в старших классах произойдет чудо — осознанный и реалистичный выбор профессии. В этом случае возможны две стратегии: отпустить ситуацию, дать время подростку «дозреть» или форсировать события, обратившись за помощью к психологу-профконсультанту, который может провести психологическую диагностику профессиональных интересов и склонностей, порекомендовать профориентационный тренинг или другие формы профориентационной работы.
Какие бывают стратегии выбора профессии?
В XX веке Скралли Блотник провел долгосрочный эксперимент, в котором приняли участие полторы тысячи добровольцев. Их разделили на две группы. Группу А составляли те, кто считал, что сначала нужно заработать деньги, а потом искать любимое дело. Их было большинство — 1245 человек. В группе Б набралось всего 255 человек — те, кто решил, что займутся любимым делом, даже если оно не будет приносить большой прибыли. Спустя несколько лет 101 участник эксперимента стал миллионером. Только один из них был из группы А. И целая сотня — из группы Б.
Профессию, как и спутника жизни, можно выбирать по любви или по расчету. В основе профессионального успеха всегда лежит любовь к своему делу. Расчет строится на меркантильных соображениях: карьера, деньги. Наверное, возможны отношения с профессией по типу «стерпится — слюбится» — когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались — возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие «по любви или по расчету», в чужих услугах не нуждается.
Поможет ли подростку тестирование на профориентацию?
Профориентационное тестирование помогает подростку узнать свои профессиональные интересы и склонности, мотивы труда, интеллектуальные и личностные особенности, значимые для профессиональной деятельности. Но сама диагностика — это в лучшем случае только констатация этих особенностей. Если подросток не проявляет интереса ни к одному виду профессиональной деятельности, то и констатировать нечего, тест просто покажет отсутствие этого интереса. Если, конечно, это хороший тест. Квалифицированные психологи обычно используют несколько тестов, подбирая их индивидуально. Сначала уточняются профессиональные интересы и склонности, а после того как обозначена сфера интересов, определяется наличие профессионально важных качеств. Например, методика выявила интерес к работе с людьми, но дальнейшая диагностика показала высокий уровень агрессии, зато низкий уровень эмпатии и самоконтроля. В этом случае профессиональная успешность в выбранной сфере проблематична.
Для задач профессионального самоопределения оптимальна не констатирующая, а развивающая диагностика, которую лучше встраивать в систематические занятия.
Качественная профориентация предполагает информирование подростка о будущей профессии, включающее содержание этой профессии, важные для нее качества, медицинские противопоказания, пути ее получения и многое другое. Еще один компонент профессиональной ориентации — профессиональные пробы как возможность непосредственного знакомства с профессией. Наличие всех трех компонентов повышает осознанность и реалистичность выбора профессии.
Что делать, если ребенок не может определиться, какую специальность выбрать — новую или классическую? Имеет ли смысл планировать будущее, исходя из прогнозов о появлении новых профессий?
Вопрос «Кем быть?» вторичен. Прежде всего надо задать себе вопросы «Зачем быть?» и «Каким быть?». Профессий десятки тысяч, а мотивы выбора профессии можно пересчитать по пальцам одной руки: деньги, власть, слава, служение, творчество. В чистом виде мотивы встречаются редко, но можно определить ведущий мотив, задав себе вопрос: «Почему я хочу быть учителем (врачом, политиком, программистом, полицейским)?» Если есть понимание этого, то не важно, какая будет профессия или специальность — «новая» или «классическая».
Опасность многочисленных прогнозов не в том, что они не сбываются (чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть первую версию Атласа новых профессий, авторы которого к 2020 году необоснованно предрекали смерть десятков профессий, которые сейчас востребованы как никогда), а в том, что переключают внимание с глубинного смысла любой деятельности на внешнее, второстепенное, инструментальное.
Людей надо учить, лечить, кормить, одевать, защищать, поэтому всегда будут востребованы учителя, врачи, производители продуктов, товаров и услуг, военные, спасатели. Меняются средства и условия труда, а цели в основе неизменны.
За новые профессии нередко выдаются традиционные профессии в новой упаковке. Интересно почитать о профессиях будущего, но профессия предполагает профессиональное обучение, профессиональные стандарты. Пока ничего этого нет, надо критично относиться к фантазиям составителей.
С какого возраста нужно говорить с ребенком о будущей профессии?
Сегодня в ходу чудовищное словосочетание «ранняя профориентация». Это оксюморон, сочетание несочетаемого, признак того, что сами специалисты по выбору профессии не различают понятия «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение».
«Профессиональная ориентация» — элемент сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии или профиля обучения, некая система мер в старших классах. «Профессиональное самоопределение» — сложный и длительный процесс развития внутренней готовности человека к выбору профессионального пути.
Первый этап профессионального самоопределения школьников приходится на начальную школу. Первоклассник вступает в краткий сензитивный период, когда закладывается понимание важности каждой профессии, воспитывается трудолюбие и ответственность, необходимые в любом деле.
Круг профессиональных предпочтений младших школьников шире, чем старшеклассников, потому что для них еще не существует понятия «престижных» и «непрестижных» профессий. В начальной школе и среднем звене идет накопление информации, значимой для осознанного и самостоятельного выбора профессии в старших классах. Но делать это надо аккуратно, с учетом возрастных особенностей младших школьников, знакомя детей с миром труда в игровой форме, расширяя их представления о профессиях, давая возможность попробовать себя в разных видах деятельности, а не «ориентируя» на конкретные профессии, сужая поле потенциального выбора. Моя программа занятий в начальной школе представлена в УМК «Знакомство с миром профессий» (Русское слово, 2018). Это — «первый этаж» профессионального самоопределения школьников. А есть еще фундамент, который закладывается в семье… Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Центр защиты прав и интересов детей предлагает пройти «Опросник профессиональных склонностей» по методике Галины Резапкиной. С его помощью можно определить предрасположенность к определенным видам профессиональной деятельности.