Страдает душа — болеет тело
О причинах психосоматических расстройств у детей и о том, как родители могут с ними бороться, рассказывает профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук Татьяна Павловна Авдулова.
Причины психосоматических расстройств у детей
Главная причина — это семья. Поэтому профилактика должна начинаться с семьи. Конфликты, деструктивная семья, развод и прочее — это причина номер один.
Вторая причина — образовательная организация. Низкая компетентность в общении, неумение противостоять, обозначить границы, нередко и жестокое отношение со стороны сверстников.
Затем — различные проявления неуспешности и переутомление, когда ребенок включен в занятия, не соответствующие его возрасту и индивидуальности.
Задача взрослого — изменить условия развития ребенка. Наша психика рассчитана на небольшие стрессы, они ее формируют, позволяют ей развиваться более продуктивно, но эти стрессы должны быть ей по силам. Если взрослый видит проблемную ситуацию, то не стоит ждать, что она разрешится сама собой, — нет, надо менять условия.
Тревожность, агрессивность и психосоматика
52% младших школьников демонстрируют тревожность как личностную черту. Тревожность укоренена в их личности, она проявляется как одна из первых реакций на какую-то ситуацию. Что такое тревожность? «Я еще не знаю что, но что-то точно будет плохо».
26% детей демонстрируют агрессивность как личностную черту, и это тоже устойчивая модель поведения. Тревожность и агрессивность могут накладываться, и получается достаточно проблемный букет.
Наиболее частые личностные особенности при психосоматических расстройствах — это замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, чувствительность, преобладание отрицательных эмоций и нормативность, то есть чрезмерная установка на высокие результаты, а в дальнейшем — развивающийся перфекционизм.
Эти качества — факторы риска, предикторы психосоматических расстройств. С одной стороны, мы понимаем, что личность в каких-то ее базовых характерологических особенностях кардинально не изменишь. С другой стороны, нам надо помочь такому ребенку высвободить эмоциональную энергию, показать другие модели поведения.
С жизненными трудностями сталкиваются все без исключения дети, эти трудности разного уровня, но они есть у всех. Если вы спросите восьмилетку, он авторитетно и основательно скажет вам, что да, «я пожил, и в моей жизни были сложности». Другое дело, станут ли они травмирующими, станут ли они стрессом. Их переработка зависит от того, насколько мы расширим диапазон возможностей личности справляться с проблемными ситуациями.
Профилактика здесь очевидна. Замкнутого ребенка надо учить общению, потому что общение — это способ номер один профилактики стрессов, преодоления эмоциональных травм, разрешения проблем.
Общение — это скорая помощь для детей.
Надо расширить диапазон выражения эмоциональных состояний у ребенка. Проявляй, сигнализируй, запрашивай помощь и делись своим состоянием! Недоверчивость? Тут нужна базовая работа с недоверием к миру, с какой-то стабильностью, успокоенностью, ощущением безопасности, с тревожностью.
Высокая чувствительность детей — плюсы и минусы
Чувствительность тоже надо закаливать. Есть очень чувствительные дети, которые эмоционально реагируют даже на минимальные стимулы. Они очень включены, очень сопереживают, они рождаются эмпатийными. Для таких детей, с одной стороны, нужно создавать более спокойную среду, а с другой — закаливать их: «Да, приходится жить, да, мир несовершенен, да, с какими-то бедами мы сталкиваемся и учимся их преодолевать».
Отрицательные эмоции и как с ними бороться
У некоторых детей преобладают отрицательные эмоции. Есть хорошая игра для всей семьи (взрослым она тоже будет полезна): любую ситуацию мы учимся переворачивать. Такие перевертыши — «В чем плюс, в чем выгода, в чем преимущество той или иной проблемной ситуации?» — позволяют посмотреть на вещи иначе. Если нам трудно найти плюс, у нас всегда есть в запасе вариант «В крайнем случае это мой жизненный опыт, я теперь умею справляться с такими проблемами».
Психологические защиты: какие они бывают и зачем они нужны
Они защищают нашу психику, но, конечно, могут «перестараться» и немножко выключить нас из реальности. У детей это бывает редко, потому что они только осваивают психологические защиты.
Вытеснение
Бывает, что ребенок забыл, вытеснил свою неудачу, он пытается быть счастливым и ресурсным и двигаться дальше по жизни, но взрослые нередко ему о ней напоминают. Не надо напоминать ребенку о его неудаче 20 раз.
Разрядка агрессии
Агрессию, злость, раздражение можно проявить, разрядить, например, на неодушевленных объектах. Это хорошая психологическая защита. Не обязательно реагировать на всё очень нормативно. Надо оставлять ребенку маленькие «коридорчики» и подсказывать ему разные варианты реагирования.
Обесценивание
Это не самый лучший способ, но если ребенку очень трудно, то можно и обесценить какие-то ситуации. Когда на одной чаше весов у нас задыхающийся ребенок с бронхиальной астмой, а на другой — обесценивание пусть даже чего-то очень важного, я думаю, что большинство взрослых выберет здоровье ребенка. А уже потом мы будем учить его справляться с ситуацией, достигать результата, стремиться к перфектным показателям.
Возвращение в детское состояние
Классический детский вариант психологической защиты — регресс в более детское состояние. Многие родители сталкивались с тем, что их школьник, глядя на своего младшего брата и переживая ревность, недостаток внимания и потерю любви, включает психологическую защиту «Побуду-ка я тоже маленьким». Он начинает говорить сюсюкающим голосом и явно сигнализирует: «Дайте мне возможность вернуться в хорошее, защищенное, позитивное детство, когда я чувствовал себя прекрасно».
Часто родители и даже психологи разрушают психологические защиты. Да, очень важно быть честным с самим собой, понимать свои эмоциональные состояния, намерения и скрытые желания, но до этого мы дорастаем постепенно.
Психологические защиты — это нормальная составляющая нашей жизни. В ситуациях, когда стресс можно контролировать, можно обсуждать чувства и помогать проживать их по-настоящему. Если это сделать нельзя, задача взрослого — подсказать ребенку способы психологической защиты.
Восстановление после стресса
Творчество
Важно обсуждать с ребенком способы восстановления после каких-то переживаний. Творчество всегда терапевтично, оно всегда лечит. Оно затрагивает другие отделы мозга, активизирует другие психические процессы, переключает энергию, снижает напряжение.
Утешение
Для кого-то утешением служит конфетка. Это самый примитивный, элементарный способ утешения, но тоже способ. Чтобы преодолевать различные негативные влияния, мы можем использовать самые разные способы, и примитивные, и более сложные.
Отдых
Если у ребенка нет времени на восстановление, то даже самый ресурсный ребенок начинает заикаться, дергаться, у него заболит живот, дальше появятся еще какие-то симптомы, и только вопрос времени, какой орган организм отдаст на откуп психическому напряжению.
Первоклассник после школы должен выйти на улицу, побегать, покричать, проораться, выдохнуть. Он весь день старался, он соблюдал правила, сидел тихо и аккуратно, он был умничка! Ему надо сбросить напряжение и пошалить.
Причины появления психосоматических заболеваний
Почему эмоция не выражается естественным образом, хотя, казалось бы, это так просто, а застревает в теле и проявляется в виде хронического заболевания? Причины разные.
Чрезмерный стресс
Это, во-первых, может быть чрезмерный стресс, с которым тело не может справиться. На любой стресс отликается наше тело. Это только кажется, что мы откликаемся лишь чувствами, эмоциями. Обязательно подключается какое-то телесное напряжение: где-то что-то зажалось, где-то что-то активизировалось, где-то пошли гормональные выбросы, чтобы или затормозить организм, или его активизировать. Когда этот выброс чрезмерный, тело не успевает перерабатывать, справляться и восстанавливаться.
Невозможность завершить действие
Вторая причина — это физическое препятствие, невозможность завершить телесный ответ. Например, в ответ на стресс у ребенка пошла энергия, и он должен ее выплеснуть — бежать, ударить кулаком по столу, закричать — и он не может это сделать, потому что никто не будет это приветствовать. А ему нужно выплеснуть эмоциональную энергию! Он может бурно расстроиться из-за того, что не его вызвали отвечать, хотя он яростно тянул руку. И тогда — раз накопилось, два накопилось, а ребенок старательный и нормативный… Чаще всего именно такие очень правильно воспитанные, хорошие дети демонстрируют психосоматические нарушения.
Если «будет только хуже»
Третье — это когда естественное импульсивное отреагирование приведет к ухудшению ситуации: если ребенок отреагирует, то ему будет еще хуже. Его накажут, или проблема усилится. «Я готов дать сдачи, но я понимаю, что тогда я получу еще больше, и лучше я не буду ввязываться и сделаю вид, что я не я, я спрятался, замер, я удерживаю это движение и не проявляю его».
Непроявленная реакция
Еще одна причина — когда спасение пришло раньше совершения действия. Эмоция запустила телесную реакцию, проблема разрешилась, а реакция не успела проявиться.
Замирание
Чрезмерность угрозы приводит к тому, что организм может отреагировать не традиционно, мобилизацией, а замиранием. В крайних вариантах такие реакции телесного ответа проявляются обморочными состояниями, выключениями сознания, и напряжение остается в организме.
Маленькие дети тоже могут удерживать в себе напряжение, не проявлять его. Иногда ребенок сидит на уроке в совершенно напряженном состоянии, но в его движениях и позе это не считывается. Есть какая-то маска, это может быть дурацкая улыбочка, и за ней не видно переживаний ребенка. Правильный путь — это завершить действие, насколько это возможно, высвободить энергию и восстановить телесную и психическую целостность организма.
Профилактика психосоматических нарушений
Действие
Эмоция ребенка обязательно должна проявиться в действии. Это важнейший, принципиальный закон профилактики психосоматических нарушений. Эмоция всегда запускает телесную активность, просто чем старше ребенок, тем меньше она проявляется.
Вспомним младенца, который сучит ручками и ножками в ответ на стресс.
Задача взрослого — проявить эту реакцию социально приемлемым способом. Мудрые родители после напряженных моментов — занятий, медицинских процедур, конфликтов — организуют ребенку выброс энергии. «Давай побегаем, давай устроим возню!» Заодно в возне ребенок скинет агрессию, которую он испытывает по отношению к родителю. «Но это я шалил, я просто шутя его тузил и колошматил». Задача — найти способ и проявить реакцию «бей или беги», главное — чтобы была активность и физический выброс.
Ритм и темп
Очень важна ритмичность, она способствует восстановлению нервной системы, снятию напряжения. Входя в привычный ритм, мы нормализуем наше эмоциональное состояние. Потому — танцы, ритмичное движение, ритмичная ходьба в хорошем темпе, долго, на свежем воздухе гарантированно защитят вашего ребенка от психосоматических нарушений.
Упражнение «Муравьи на коже»
Есть целый ряд упражнений, направленных на стимуляцию кожных покровов. «Представь себе, что тебе под одежду заползло много-много муравьишек, и всех их надо выхлопать, выбить из себя». Интенсивное похлопывание мобилизует сопротивление организма, позволяет очень легким — игровым — способом выразить напряжения, которые иначе могут развиться психосоматически. Есть и другие упражнения на ощущение своего тела.
Как почувствовать свое тело
Надо включить чувство собственного тела: где у меня болит, где напряжено, где я что-то чувствую, где не чувствую, какие у меня ощущения.
Придание телу наполненности, весомости, ощущения почвы под ногами, основательности — тут есть разные игровые упражнения. «Я слон, я чувствую опору, я заземляюсь».
Обучение навыкам эффективной релаксации. Дошкольникам мы помогаем, вместе с ними делая релаксационные упражнения. Как правило, они носят игровой характер. Дышим животом, надуваем желтый шарик, «надули большой парус — сдули большой парус». Со школьниками это может быть полноценная аутогенная релаксация, направленная на работу со всеми мышцами, саморегуляцию и самоконтроль, которые им потом пригодятся во взрослой жизни.
Почему вредна пассивная реакция на стресс
Наш мозг «заточен» на то, чтобы выдавать на стресс социальные реакции: поговорить, пожаловаться, снять напряжение, с кем-то обсудить проблемную ситуацию. Это профилактика психосоматических нарушений. Если мы полностью уходим в пассивность (а некоторые дети демонстрируют реакцию замирания, никак не проявляют свои чувства), то у этого могут быть прямые негативные последствия.
Важно избежать формирования привычки реагировать уходом, отказом от активности. Если каждый раз, чуть появилось небольшое напряжение, я впадаю в ступор, то будет происходить накопление последствий стресса и разовьются психосоматические заболевания.
Задача — преодолеть пассивную реакцию. Пусть поначалу это выглядит как ухудшение поведения ребенка. Раньше это был тихий, спокойный ребенок, в углу сидел, никого не беспокоил, только «скорую» ему периодически вызывали в связи с астматическими приступами, а теперь это ребенок, который может заявить о себе, может закричать, заплакать, проявить злость, сказать близким что-то не самое любезное.
Но такая реакция более здоровая. Дальше мы сможем ее направлять и регулировать. Главное — уйти от чисто внутреннего реагирования, внутреннего накопления стресса.
Спасительные эмоциональные связи
Важнейший, доминантный источник психосоматических нарушений у детей — это нарушение эмоциональных связей, чувство небезопасности, нелюбимости, ненужности близким взрослым.
Поддержка осуществляется через надежность и предсказуемость поведения взрослых, когда в одних и тех же ситуациях родитель реагирует более-менее понятным, логичным и разумным способом. «Мне больно — меня пожалеют, я устраиваю безобразия — мне дадут обратную связь, она будет разумной, воспитывающей, а не разрушающей, и она предсказуема».
Реакция взрослых формирует мировоззрение ребенка. Тут важна адекватность и последовательность реакции — когда логика обратной связи должна быть связана с логикой ситуации и проступка. Деструктивные наказания недопустимы.
Принятие «просто так» и позитивное воспитание
Хотя бы отчасти в семье должна быть безоценочность. Совсем от оценочности мы не уйдем, потому что обратная связь предполагает информирование ребенка о том, что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно, что приветствуется, а что категорически нет. Это важно, но в какие-то моменты должно быть принятие «просто так».
Есть у нас ориентация на удовлетворение основного спектра потребностей. Кормить-поить детей не забывают, а потребность в общении удовлетворяют не всегда, потребность в уважении, признании и успехе — не всегда, а это базовые и очень важные потребности нашей психики.
Совместная деятельность — тоже профилактика психосоматических нарушений. Внутри нее много позитивных эмоций, взаимное обогащение, общение — это комплекс, который позволяет решать сразу много задач.
Воспитание через позитив. К сожалению, по мере того как ребенок взрослеет, семья забывает о том, ради чего все это. Родительская доминанта — это замечать несовершенства, и эта «заточенность» родительского взгляда на отрицательное в какой-то момент формирует замкнутый круг, позитива не остается. Важно переключаться: «Вот это здорово, молодец, вот это получилось!»
Ребенка воспитывает позитивное воздействие, а не бесконечная критика. Большинство родителей к подростковому возрасту приходят в тупик, когда «вообще все плохо», и забывают, что бывает хорошо.
Очень важный пункт — это темпоритм. Нужно, насколько это возможно, обеспечить ребенку возможность жить в своем темпоритме. Не во взрослой гонке «Мы уже опоздали, надо было успеть еще вчера!», а в своем детском спокойном и стабильном темпоритме, когда можно завершать начатое, спокойно переключаться между какими-то действиями.
Лучше пожертвовать парочкой развивающих занятий, но обеспечить ребенку здоровую психику.
Если у ребенка будет психосоматический срыв, ресурсы и возможности его психики окажутся принципиально сниженными, и половина развивающих занятий и серьезных нагрузок, если не все, пойдут не впрок. Это будут напрасно выброшенные силы, время, деньги.
Игра и ее возможности
Игровые технологии — это профилактика стресса и психосоматических нарушений не только у дошкольника, но и у младшего школьника. У них колоссальные возможности. Мы можем удовлетворить в игре самые разные потребности, восполнить дефициты. Потребность в статусе: «Я превратился в Супермена и побыл статусным». Потребность в успехе, потребность в общении. Игровое взаимодействие насыщает в полной мере. Если вы можете позволить себе 20 минут игры в день, то это уже хорошая профилактика.
Игра позволяет реструктурировать свой опыт. А переработанный, преодоленный стресс — это наш ресурс, новый опыт функционирования психики, закаленность нервной системы и готовность справляться со стрессами дальше.
Не зря поговорка говорит, что за одного битого двух небитых дают. За такого битого, который справился с ситуацией и воспринял проблему как возможность научиться, преодолевать и справляться. В игре это очень здорово моделируется.
В игре мы можем предложить множество новых способов реагирования. Игра запускает спонтанность и естественность. В игре ребенок в хорошем контакте со своей личностью, он чувствует и понимает себя — и может вернуться к какому-то конфликтному прошлому опыту, чтобы его пересмотреть и переструктурировать.
Резюме: лучшие способы профилактики психосоматических проблем
Игровые взаимодействия;
создание условий безопасности и укрепление эмоциональных связей;
активность во всех проявлениях: выход из пассивности, движение, ритмичность, проявление эмоций;
психологические защиты, которые позволяют нам справляться с разными ситуациями ситуативно, не всегда очень глубоко, может быть, но справляться;
контакт с собственным телом и эмоциями;
укрепление ресурсов;
оптимизация условий развития ребенка.
Текст: Анастасия Нарышкина
Источник:
Вебинар Профилактика психосоматических нарушений у детей в семье
III Общенациональный родительский форум, 12–13 ноября 2020 года
Организаторы форума:
Министерство просвещения Российской Федерации
Московский педагогический государственный университет
Евразийская Ассоциация педагогических вузов
Ассоциация развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ)