Стоит ли доверять ребенка старшему поколению: плюсы и минусы «бабушкиного воспитания»
Во многих семьях воспитанием детей занимаются бабушки. На это есть разные причины: занятость на работе, желание родителей устроить личную жизнь, проблемы со здоровьем. Но, оказывается, бабушкино воспитание — это не только удобно, но и рискованно. Педсовет разобрался, какие ошибки допускают люди старшего поколения и какими из-за этого вырастают «любимые внуки».
«Типология» бабушек
Слово «бабушка» чаще всего ассоциируется с милой старушкой, пекущей пирожки и вечно вяжущей. От него так и веет уютом. Да и родителям помощь: присмотреть, отвести на кружок, вовремя накормить, утешить — кто сделает это лучше, пока мама с папой на работе? Часто дети даже не ходят в детский сад, оставаясь под опекой бабушки до самой школы.
Ирина Жолудева, учитель начальных классов, Орловская область:
«В наше время без помощи старшего поколения сложно воспитывать детей. В идеале бабушки и дедушки — это „золотой фонд“ семьи. Они стараются уловить любую вспышку интереса у ребенка, удовлетворить его потребность в общении, оградить от плохого влияния и так далее. Градус ответственности у них просто зашкаливает».
На основании своего 30-летнего опыта работы с детьми Ирина выделяет следующие категории бабушек:
1. Бабушки-исполнители.
Они уважают мнение своих детей и считают, что все решения должны принимать родители. От них часто можно услышать: «Вот мама придет с работы и разберется». Они выполняют функция некоего передаточного звена — аккуратно передают детям все, что сказали родители или учитель. То есть их собственное влияние на образование и развитие внука, скорее, косвенное.
2. Бабушки-диктаторы.
Как правило, они держали в «ежовых рукавицах» своих детей и до сих пор верховодят в семье. Это люди старой закалки, и в жизнь внуков они также привносят свои принципы. Ребенок у них всегда под контролем, уроки всегда выучены, но сам внук отчего-то не весел. Бабушка не оставляет ему свободы выбора ни в чем, и это не может не сказаться на характере.
3. Бабушки-демократы и творцы.
Идеальный вариант, когда сами бабушки еще достаточно молоды, стремятся идти в ногу со временем, разбираются в технологиях. Они лучше понимают детей и внуков, допускают, позволяют им совершать ошибки, идут на компромиссы. Они оставляют за ребенком право выбора, методично и аккуратно подсказывая правильные пути.
«Учителю легче общаться с такими бабушками, потому что они, в отличие от возрастных опекунов, не сводят воспитание к присмотру и уходу, а совместно с учителем и родителями работают над разносторонним развитием ребенка», — считает Ирина.
Преимущества «бабушкиного воспитания»
В числе плюсов «бабушкиного воспитания» можно отметить:
- безусловную любовь, которую дарят внукам люди старшего поколения, имеющие возможность снова почувствовать себя необходимыми;
- наличие у старшего поколения большого количества свободного времени, что позволяет без спешки учить, играть, общаться, уделять ребенку столько внимания, сколько он «сможет унести»;
- преемственность поколений — то есть передачу своего рода культурного кода, семейной и исторической памяти, которая происходит в процессе общения «старого и малого».
Психолог Оксана Жданович:
«Бабушки и дедушки могут уделять внукам все свое время. Ведь им уже не нужно зарабатывать на жизнь. Они мудры и более терпеливы. Шалости детей их, скорее, умиляют. С хорошей бабушкой малыш получает больше того, что можно назвать „благожелательным, одобряющим присутствием“, что помогает ему вырасти более уверенным в себе и свободным».
Социологи в ходе исследования пришли к интересным выводам: в семьях, где детей помогают воспитывать бабушки, больше отличников.
«И это кажется удивительным только на первый взгляд. Ценности семьи напрямую влияют на школьные успехи ребенка: чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше оценки», — считает автор исследования Ольга Сачава, магистрант ВШЭ.
Минусы и опасности
Но есть и другая точка зрения. Публицист Анастасия Миронова уверена: большинство бабушек своими представлениями о жизни и особенностями характера способны, скорее, испортить внуков, чем хорошо их воспитать.
Один из самых серьезных минусов старшего поколения — нежелание учиться новому. «Бабушка жизнь прожила — бабушка лучше знает» становится главным и единственным аргументом в любом споре.
«В Европе я не встречала столько самоуверенных стариков, которые ждут, что их будут уважать и прислушиваться просто за их возраст. Там тоже есть конфликт поколений, но нет конфликта формаций. В нашей стране молодые люди преимущественно живут в мире знаний и опыта, а старики остаются на уровне, которого достаточно, чтобы прожить спокойную старость», — считает Анастасия.
Помимо усвоения устаревшей модели поведения, к опасностям «бабушкиного воспитания» относят:
- избалованность и положение «кумира семьи»;
- инфантильность;
- тревожность;
- неприспособленность к жизни.
Рассказывает практикующий психолог Вероника Степанова.
«Среднестатистическая бабушка — это возрастная женщина советского воспитания. В отношении внука у нее доминирует гиперконтроль, ведь ответственность за чужого ребенка больше, чем за своего. Бабушки, как правило, не чувствуют, что ребенок уже взрослый, поэтому они все время нарушают интимные границы внуков и позорят их перед сверстниками: встречают и провожают в школу, сопровождают на экскурсию. Они всегда к чему-то его принуждают: есть, делать уроки, теплее одеваться и так далее».
Бабушка вместо мамы
Особый случай — когда ребенка просто «подкидывают» бабушке, чтобы заняться устройством собственной жизни.
Логопед Наталья Федотова (г. Орел) отмечает, что такие дети чаще всего:
- эмоционально неустойчивы;
- отличаются пассивным поведением, заторможенностью;
- имеют задержку речевого развития:
«Многое, конечно, зависит от самой бабушки — ее темперамента, уровня образования. Но у каждого из детей, воспитанных бабушкой, есть чувство обделенности со стороны мамы — отсюда внутренняя тревога, зависть по отношению к другим детям, возможна агрессия или уход в себя», — уточняет Наталья.
По мнению Вероники Степановой, из «бабушкиных внуков» могут вырасти как перфекционисты, так и социопаты:
«Другие дети дружить с ними не хотят, и общение приходится покупать или выслуживать. Во взрослую жизнь такие люди входят трусоватыми, излишне мягкотелыми, без внутренней основы. Есть две крайности: они стараются быть или почти незаметными, чтобы никому не мешать, или самыми лучшими, чтобы ими могли гордиться».
У детей, лишенных полноценного общения с родителями, неминуемо возникают психологические трудности. Они «аукнутся» и в школе, и во взрослой жизни. Именно поэтому, ради светлого будущего подрастающего поколения, членам семьи следует договариваться между собой и приводить воспитание к единой модели, где недостатка не будет ни в ком и ни в чем.