Стартовал Культурный марафон, посвященный моде и технологиям
С 31 октября по 9 декабря в онлайн-формате проходит четвёртый Культурный марафон, в этом году он посвящен истории моды и роли технологий в ее развитии. Эксперты приготовили для школьников, их родителей и педагогов интерактивные тесты, творческие конкурсы и возможность поучаствовать в научном проекте. Организатор марафона – компания «Яндекс» при поддержке Минпросвещения России и Министерства культуры России.
Участники познакомятся с историей моды и тем, как в ней отражаются культурные традиции и особенности регионов. Школьники смогут попробовать себя в роли стилистов и собрать актуальные образы на основе семейных архивов, а также узнают, например, какой цвет вошел в моду после освоения космоса, как появление фиолетовой одежды связано с химией, что такое кика рогатая и как изобретение пластиковой бутылки изменило моду.
Важная часть марафона – исследовательский проект по сбору уникального датасета архивных праздничных образов жителей России. Это будет самая большая коллекция снимков с изображением нарядной одежды, которая была популярна в России в разное время. Участники на практике поймут, что мода – это важная часть культуры, которая, как живопись или музыка, может многое рассказать об обществе и времени.
«В своей работе мы поддерживаем проекты, направленные на изучение культуры и традиций нашей страны. Наряды, украшения и предметы декоративно-прикладного искусства могут рассказать современному поколению историю жизни различных этносов, познакомить с традициями наших предков, дать понимание, как видоизменялась мода от региона к региону. Благодаря Культурному марафону ребята не только исследуют эволюцию бытовых и праздничных образов жителей России, но также приобретут полезные практические навыки, связанные с обработкой больших объемов данных», – отметил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
«Тематика культурного марафона в этом году чрезвычайно интересна. Мода – действительно важная часть культуры, которая как живопись или музыка может многое рассказать об обществе и времени. История моды – это составляющая всего развития человеческой цивилизации, которая очень красочно характеризует каждую отдельно взятую эпоху. Всероссийский проект познакомит участников с эволюцией моды, расскажет о ее роли в развитии культуры и наоборот – о влиянии культуры на моду», – подчеркнула заместитель министра культуры России Надежда Преподобная.
Присоединиться к проекту могут все желающие: преподаватели, школьники всех возрастов и их родители. По итогам марафона участники смогут выиграть призы, а самые активные получат приглашение на вечеринку в метавселенной Академии Яндекса. Подробную информацию о Культурном марафоне можно узнать по ссылке.
Куратором проекта стала Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.
«За изменениями в повседневной или праздничной одежде стоят и вековые традиции, и технологические прорывы, и культурные переломы в обществе. Мода – это наглядное и доступное для восприятия отражение истории и культуры. В моде культурное наследие тесно переплетено с технологическими новшествами и личным творчеством, – поясняет Светлана Бочавер, директор по продукту в Академии Яндекса. – Мы решили сделать с детьми исследовательский проект и подарить научному сообществу масштабный датасет – набор сведений о том, какую одежду носят в разных регионах России. Он поможет историкам, культурологам и антропологам в их исследованиях, а школьники не только познакомятся с культурными традициями и историей страны через моду, но и попробуют себя в краудсорсинге и научатся применять современные методы работы с данными».
Первый Культурный марафон проходил в 2019 году и был посвящен миру современной культуры. В 2020 и 2021 годах его темами стали культура народов России и кинематограф. С каждым годом растет количество участников марафона: к прошлогоднему Культурному марафону присоединились 1 миллион учеников и 50 тысяч преподавателей.