Создаем образовательное пространство дошкольника

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, имел много друзей и легко адаптировался к новой ситуации. Поэтому важно обеспечить детям определенные условия развития. Но как это сделать?  Какое образовательное пространство обеспечит ребенку успешную социализацию? Разобраться в этих вопросах нам помогает Александра Желудова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы.

Образовательное пространство включает в себя любое взаимодействие ребенка с людьми и окружающим миром в целом. И первое, что важно, – отношения с членами семьи.

В кругу близких и значимых людей дошкольник узнает основные нормы и правила поведения, приобретает первый опыт сотрудничества. Родители выступают теми партнерами, которые учат малыша речевому общению. Именно в семье ребенок расширяет свои навыки и умения, учится правильно использовать различные предметы, овладевает игровыми приемами.

Но мир вокруг дошкольника не ограничивается только семьей . В этом возрасте у него появляется ярко выраженный интерес к сверстникам, возникает желание вместе играть. И поэтому вторая составляющая образовательного пространства – взаимодействие в детском коллективе.

Для этих целей подойдет игровая площадка, дошкольная группа в образовательной организации, развивающий центр. В отличие от семьи, где взаимодействие ребенка строится в основном со взрослыми, в детском коллективе он приобретает опыт «общения на равных». Кроме этого, дошкольный период – это возраст игры, в которой формируется личность ребенка, раскрывается его интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Именно в игре с другими детьми дошкольник учится делать что-то вместе со всеми, самостоятельно разрешать первые конфликты, подчиняться общим правилам и проявлять своё лидерство.

Но не только семья и детский коллектив создают образовательное пространство дошкольника. В нем непременно –должен быть взрослый-педагог, в диалоге с которым ребенок расширяет горизонты своих возможностей, приобретает новые знания и навыки, учится соблюдать социальную дистанцию и нормы взаимодействия в отношениях со взрослым как представителем социума.

Здесь родителям можно посоветовать водить ребенка в детский сад, в кружки, спортивные секции.

Еще один элемент образовательного пространства XXI века, который невозможно игнорировать, – виртуальный мир. Мы можем сколько угодно пытаться «защищать» детей от интернета, но чем больше мы будем отрицать его включенность в образовательное пространство современного ребенка, тем сложнее нам будет управлять этим процессом.

Понимая и принимая действительность, родитель может сделать виртуальный мир хорошим помощником для своего ребенка. Для этих целей подойдут различные развивающие игры и задания, выполнение которых при поддержке взрослого можно превратить в увлекательное приключение или путешествие. Также совместный поиск и выбор интересных и познавательных сюжетов позволит взрослому научить ребенка в перспективе избирательно относиться к выбору содержания, представленного онлайн. Можно воспользоваться контентом Библиотеки «Московской электронной школы». Там вы сможете найти познавательные интерактивные приложения и вместе с малышом ознакомиться с ними и пройти тесты, квесты и решить различные задачи. Именно активное сопровождение взрослым ребенка в виртуальном мире, а не просто диалог ребенка с экраном в одиночку, позволит расширить образовательное пространство современного дошкольника до пределов интернета, если взрослый готов к постоянному сотрудничеству.

Кстати, актуальную информацию о подготовке малышей и школьников к началу учебного года можно на портале Школа.Москва.


Источник