Совфед поддержит все меры по повышению роли и престижа профессии учителя
Совет Федерации активно поддержит все шаги, направленные на повышение роли, престижа и условий труда российского учителя, отметила спикер палаты регионов Валентина Матвиенко
«День учителя предназначен не только для того, чтобы воздать должное его труду, но и — ещё раз задуматься над общественной ролью педагога, условиями его работы, профессиональными и социальными проблемами», — отметила она.
Сенатор отметила, что трансформации, происходящие в современном мире, затрагивают и такой консервативный институт, как школа.
При этом она выразила уверенность, что роль школьного учителя качественно возрастёт. По словам Матвиенко, прогресс в области искусственного интеллекта и робототехники не поколеблет, а, напротив, укрепит позиции учителя. Она отметила, что даже в формирующейся цифровой школе роль педагога не исчерпывается только кураторством и помощью в систематизации знаний. Он должен привить ребёнку умение мыслить, навыки нестандартного, творческого мышления, стремление к развитию.
«В эпоху цифровизации всех жизненных сфер, включая образование, растёт потребность не просто в учителе-предметнике, а в учителе-личности», — отметила спикер Совфеда.
По её мнению, сейчас в повестке деятельности учителей приоритетом является выработка новых форм, свободных от повторения прописных истин, банальностей, от скучной назидательности. Сенатор обратила внимание, что у детей есть запрос на открытый диалог с взрослыми, в том числе и с учителями, и школа обязана оперативно откликнуться на него и в рамках урока, и в иных форматах.
«Чтобы в школы приходили учителя-личности, требуется обновление системы подготовки кадров», — указала Матвиенко, напомнив, что Минпросвещения, Российская академия образования, педагогические вузы готовят предложения в этой сфере. Сенатор подчеркнула, что затягивать с их реализацией, и, возможно, уже в ближайшие год-два следует запустить соответствующие пилотные проекты.
Парламентарий пояснила, что это необходимо ещё в связи с тем, что учительский корпус стареет: доля педагогов моложе 30 лет составляет всего 5,5 процента.
«Ситуацию нужно исправлять. Бесспорно, первостепенное значение в этом плане имеет восстановление и укрепление престижа профессии педагога. Понимание этого есть, и работа идёт. Принимаются меры по снижению разного рода отчётности. Совершенствуется система оценки и оплаты учительского труда», — указала Валентина Матвиенко, добавив, что положительные результаты также даст программа «Земский учитель», которая начнёт действовать с 2020 года.
Она отметила, что в развитии общеобразовательной школы Россия находится на правильном пути, напомнив, что на реализацию нацпроекта «Образование» направляется более 784 миллиардов рублей.
«Мы понимаем, что в мировой конкуренции шансы на лидерство больше у той страны, у которой лучшая школа, лучшие учителя», — подчеркнула председатель Совета Федерации.