Скрытая съемка в школе: способ контроля или ловушка для педагогов?
Сегодня, когда почти у каждого подростка есть смартфон с камерой, а 31 процент ребят мечтают стать блогерами, неудивительно, что в контент превращается все вокруг. В том числе — школьные будни. Youtube и TikTok пестрят сюжетами о преподавательских странностях и конфликтах с учениками. Но видео — не всегда погоня за лайками. Кто-то из ребят чувствует угрозу со стороны педагога и пытаться защититься доступным ему способом: например, доказать факт буллинга.
Законна ли скрытая съемка в школе? Когда она защищает, а когда нарушает права детей и взрослых? Есть ли системное решение проблемы? Разбираемся вместе с учителем истории и обществознания Дмитрием Морозовым, адвокатом Максимом Крупским и психиатром Анной Вихман.
Доказательство вины
Адвокат Максим Крупский считает, что с юридической точки зрения скрытая съемка в школе — вопрос неоднозначный. Конституция и Гражданский кодекс РФ гарантируют право на неприкосновенность частной жизни и запрещают обнародование и использование изображения гражданина без его согласия. Поэтому розыгрыши и шутки над педагогами, выложенные в интернет, не только неэтичны, но и незаконны. Другой вопрос, если съемка выступает доказательством противоправного действия.
20 мая 2020 года в Сети появилось видео о том, как в одной из школ Ростовской области педагог кричит на ученицу, которая пришла на урок накрашенной. Женщина силой ведет школьницу к раковине и умывает, придерживая за шею. По факту публикации ролика началась служебная проверка, а учительница принесла извинения и уволилась.
Психиатр Анна Вихман говорит, что в подобных конфликтах ответственность неминуемо ложится на педагогов:
«Учитель — профессионал и зрелая личность, он должен уметь регулировать свои эмоции. Ученики — несовершеннолетние, у них психика только формируется. Любое воздействие на ребенка однозначно запрещено».
Вихман подчеркивает, что в силу многих факторов — переутомления, выгорания — учителя становятся чувствительнее к внешним раздражителям, в частности, поведению учеников. Чтобы дело не доходило до конфликтов, она рекомендует внимательно относится к своему психологическому состоянию и не стесняться обращаться за помощью к специалистам:
«Я работаю в психоневрологическом диспансере и присутствую на профосмотрах. Поэтому часто наблюдаю, что учителя морально истощены и их психика расшатана».
Но юридически расстройство нервной системы не служит педагогу оправданием. Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает уважение чести и достоинства учеников и полный запрет на применение к ним физического и психологического насилия. Например, за нецензурную брань преподаватель может быть привлечен к административной ответственности. И даже провокация учеников не станет смягчающим обстоятельством.
Повод для обвинения
Преподаватель Дмитрий Морозов считает, что педагоги сегодня оказались слишком уязвимыми для обвинений, особенно если их деятельность и взгляды не совпадают с ожиданиями общества:
«В школе должна быть возможность делиться мнениями и быть несогласными».
В мае 2019 года в школе села Нижняя Санарка Челябинской области кто-то из учеников записал на видео и выложил в Сеть фрагмент урока литературы под названием «Учитель вызывает Сатану». Позже педагог Николай Летин объяснил, что хотел лишь заинтересовать школьников и зачитал им заклинание из рассказа американского писателя Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху». В ходе проверки прокуратура нашла на странице педагога ВКонтакте нецензурную лексику и картинки, которые сочли непристойными. Учителя уволили с формулировкой «за аморальное поведение». Летин безуспешно пытался оспорить решение через суд и даже создал петицию в поддержку неприкосновенности частной жизни учителей.
Адвокат Максим Крупский подтверждает, что за исключением случаев, когда поведение и высказывания учителей содержат политическую, религиозную агитацию, разжигание ненависти и побуждение к незаконным действиям, закон должен гарантировать им защищенность и право на свободу преподавания.
Золотая середина
За рубежом постепенно приходят к выводу, что для защиты интересов всех участников учебного процесса съемку в школах нужно сделать официальной. Это также способствует борьбе с терроризмом и насилием. В США камеры внутри и снаружи здания установили уже в более 75 процентах государственных школ.
«Закон о праве семьи на образование и неприкосновенность частной жизни не запрещает видеонаблюдение в учебных заведениях. Администрация школы, учителя и ученики могут вести запись в целях образовательного и профессионального развития», — пишет в своей колонке адвокат по судебным и апелляционным делам образования штата Орегон Иван Ресендис Гутьеррес.
Есть штаты, где видеонаблюдение на уроках обязательно. В Южной Флориде запущена пилотная программа по предотвращению жестокого обращения с детьми: в классах с учениками-инвалидами камеры устанавливают по письменному запросу родителей.
Благодаря практике официального видеонаблюдения, в Америке предотвратили уже несколько случаев жестокого обращения. 14 января 2020 года в Хьюстоне камера в классе сняла учительницу, которая издевалась над мальчиком, страдающим аутизмом. Ее отстранили от работы. Через неделю похожий инцидент случился в Сиэтле. Камеры зафиксировали, как учитель Джеймс Джонсон силой вытолкнул ученика в коридор и выбросил его рюкзак. Педагог прошел тренинг по управлению конфликтами и лишь после этого вернулся к преподаванию.
В России вопрос о повышении открытости школ тоже обсуждается. На первом Всероссийском форуме классных руководителей предлагалось даже ввести трансляцию из класса для родителей через приложение. Замглавы Минпросвещения Александр Бугаев счел данную инициативу незаконной. Да и сами педагоги от идеи пока не в восторге. Дмитрий Морозов считает такую съемку неэтичной:
«Показывая пример неуважения к личным границам ребенка, мы сами создаем негативные прецеденты».
Пока камеры в российских школах устанавливают только в коридорах, спортивных и актовых залах, на лестницах и снаружи здания для наблюдения за периметром и обеспечения безопасности. О происходящем в классе родителям учеников остается только догадываться или узнавать из коротких подпольных записей в мобильных телефонах детей.