Сказки дедушки Корнея: 140 лет назад родился автор «Мойдодыра» и «Доктора Айболита»

Категории: Статьи

Тэги: ,

У русского советского писателя Корнея Чуковского юбилей – 140 лет со дня рождения. При жизни его знали в лицо почти все девочки и мальчики огромной страны, величали по имени-отчеству Корнеем Ивановичем, однако чаще – дедушкой Корнеем. 

А между тем Чуковский был не только обожаемым детским сказочником, по книжкам которого и сегодня малыши открывают для себя волшебный мир литературы и самостоятельного чтения, но также великолепным поэтом, прозаиком, переводчиком, публицистом и литературным критиком.

Незаконнорожденный сын прачки, недоучка, исключенный из гимназии из-за своего «низкого происхождения», Николай Васильевич Корнейчуков (его подлинное имя) стал всемирно известным писателем, почетным доктором литературы Оксфордского университета.

Одна, но пламенная страсть

Делом всей жизни для Корнея Чуковского была литература – ей он отдал 62 года из своих 87 земных лет. Работал писатель ежедневно – с пяти часов утра до позднего вечера. Разумеется, без отдыха. Он не только с головой отдавался собственному творчеству, но и старался быть в гуще литературных событий своего времени.

В начале ХХ века Чуковский заявил о себе как острый публицист и один из самых влиятельных литературных критиков в стране, общение с которым ценили Маяковский, Куприн, Блок, Розанов, Гумилев, Ахматова, Горький, Зощенко, Пастернак и многие другие выдающиеся поэты и прозаики.

Как творчество, так и дружба, были для Корнея Чуковского понятиями круглосуточными. Он всячески старался помогать «соперникам» – собратьям по перу. Тем, кто оказывался в немилости у власть имущих, да и просто нуждался в материальной или моральной поддержке.

Обладая не только известностью, но также природным обаянием и артистизмом, Корней Иванович использовал эти качества, ратуя за освобождение арестованных литераторов, помогая их семьям, хлопоча о пенсиях, квартирах и местах в столичных клиниках для товарищей по писательскому цеху. Многим начинающим талантам Чуковский помог напечататься в столичных изданиях, открыв им путь в большую литературу.

Голодный, холодный, тифозный Петроград 1920 года. Корней Чуковский организует писательские выступления на публике за пайки, инициирует создание литературного журнала, а также издательства «Всемирная литература», пробивает идею учреждения «Дома искусств», где представители творческих профессий могли бы жить-выживать единой коммуной.

Позже Чуковский защищал от преследований Михаила Зощенко, выступал против осуждения Иосифа Бродского за тунеядство, неоднократно и хлебосольно принимал у себя на даче в Переделкино опального Александра Солженицына.

Сквозь тернии – к детям

Веселые, легко запоминающиеся, остросюжетные, порой фантасмагорические сказки Чуковского полны жизнелюбия и оптимизма. Однако судьбу писателя безоблачной не назовешь. Самые трагические годы жизни связаны со смертью троих из четверых его детей. Один из сыновей, Борис, погиб на фронте, другого, Николая, Корней Иванович пережил на четыре года.

Младшенькая дочка Мурочка, ставшая героиней и адресатом многочисленных произведений Чуковского, умерла, когда ей едва исполнилось 11 лет. В годы ее короткой жизни (1921–1931) были написаны практически все сказки Корнея Чуковского – от «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи» до «Федориного горя» и «Краденого солнца».

Когда у Муры обнаружили костный туберкулез, неизлечимую тогда болезнь, убитый горем отец сочинил сказку про доброго доктора Айболита, который непременно придет и спасет всех, в том числе и Мурочку.

Трудно представить, но обожаемые детьми и их папами и мамами стихотворные сказки Чуковского в 20-е годы прошлого столетия подвергались оголтелой критике и запрету. С тяжелой руки Н. К. Крупской развернулась борьба с «чуковщиной» – «легкими и идеологически не нагруженными сказками, которые не ведут детей к классовой борьбе».

Корней Иванович, уставший сражаться с ветряными мельницами государственной пропаганды, написал покаянную статью в «Литературную газету», где признавал свои ошибки и обещал в скором времени написать идеологически выдержанную поэму «Веселая колхозия». Вскоре после этого Мура заболела и умерла. Чуковский воспринял это удар судьбы как расплату за свое отречение.

Однако пройдя через все испытания, посланные ему судьбой, великий сказочник не утратил веру в жизнь, в людей, в творчество. Корней Чуковский и сегодня считается самым читаемым детским автором в России. На его стихах и поэмах воспитываются малыши XXI века, постигая нетленную истину, что добро всегда побеждает зло.

Не только дедушка Корней

«Гений творит везде» – эта фраза без всякой натяжки уместна и применима по отношению к тому, что «натворил» Корней Чуковский в русской словесности. Помимо блестящих поэтических сказок для детей, он проявил себя как великолепный лингвист в книгах «От двух до пяти», «Высокое искусство», «Живой как жизнь». Его критическими и литературоведческими работами зачитывались современники.

Корней Иванович оставил яркий след в отечественной мемуарной литературе. Статьи о Тарасе Шевченко и Антоне Чехове, а также литературные портреты писателей в книгах «Современники» и «Мастерство Некрасова», до сих пор не утратили своей актуальности и художественно-познавательной ценности.

Чуковский был и остается одним из самых известных мастеров художественного перевода зарубежных авторов. Изданные в его переводе книги – «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», «Занимательный Мюнхгаузен», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Короли и капуста», новеллы о Шерлоке Холмсе, рассказы Герберта Уэллса, О.Генри, Оскара Уайльда, сказки Редьярда Киплинга – являются классикой жанра.

Представление о Чуковском как о «добром дедушке Корнее» опровергают его современники в своих воспоминаниях. Корней Иванович был человеком не столь добродушным, спокойным и рассудительным, каким «выглядит» в своих детских сказках. Он мог внезапно вспылить, закричать, затопать ногами. Чуковский был язвительным и саркастичным, порывистым и страстным. Даже будучи в «снежном» возрасте позволял себе весьма забавные выходки, не соответствующие его высокому статусу.

Известная советская детская писательница Агния Барто вспоминала, как на одном из «костров», традиционно устраиваемых Корнеем Чуковским на своей даче в Переделкино для окрестных детишек, она была ведущей и обратилась к почтенной публике: «Ну что, дети, кто лучше всех знает «Мойдодыра?». И тут патриарх детской советской литературы по-мальчишечьи запальчиво буквально заорал: «Я!!!».


Источник