Школьный сайт как зеркало цифровой бюрократии?
К 1 сентября 2022 года школы и вузы должны будут по-новому оформить свои сайты. Новые требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату представления информации содержатся в проекте нового документа, разработанного Рособрнадзором и размещенного на сайте.
От устава до столовой
Согласно новым требованиям, образовательная организация обязана создать на своем сайте специальный раздел «Сведения об образовательной организации», включающий 14 подразделов, в том числе: «Основные сведения»; «Структура и органы управления образовательной организацией»; «Документы»; «Образовательные стандарты и требования»; «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»; «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» и еще ряд других, вплоть до платных образовательных услуг, а также стипендий и мер поддержки обучающихся (для колледжей и вузов). Кроме этого, требуется предоставить сведения об организации питания и финансово-хозяйственной деятельности и разместить на сайте вакантные места для приема (перевода) обучающихся.
Содержание каждого подраздела детально расписано.
Например, «Основные сведения» должны содержать информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности и о дате создания образовательной организации; об учредителе (учредителях); о филиалах и представительствах образовательной организации (в том числе находящихся за пределами Российской Федерации) с их контактными телефонами и адресами электронной почты; о местах проведения практики и ГИА.
В подразделе «Документы» должны быть размещены: устав образовательной организации; свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями) (при наличии); правила внутреннего распорядка обучающихся и другие локальные акты и, кроме этого, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний (до подтверждения органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в сфере образования, исполнения предписания или признания его недействительным в установленном законом порядке).
Подраздел «Образование» должен содержать информацию о реализуемых образовательных программах с приложением самой программы и многочисленных сведений, начиная от формы обучения и заканчивая трудоустройством.
Помимо требований к содержанию подразделов, в документе Рособрнадзора прописаны жесткие технические условия заполнения сайтов, в том числе размеры размещаемых файлов, каждый из которых необходимо заверить электронной подписью.
«Принятие приказа не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий»
С какой целью разработан этот документ – для того чтобы снизить уровень отчетности, разместив максимум информации на сайте образовательной организации, или обеспечить наиболее эффективный контроль со стороны вышестоящих органов?
С этим вопросом мы обратились в пресс-службу Рособрнадзора и в ответ получили пояснительную записку. В ней содержится ссылка на постановление правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 1802, которым утверждены обновленные правила размещения информации на официальном сайте образовательной организации. В соответствии с этими правилами и разработан приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
«Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта приказа не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий», – сказано в записке.
Правда, что подразумевается под социально-экономическими последствиями, в ведомстве так и не разъяснили.
Заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург положительно оценивает появление этого документа.
По его мнению, если собрать все данные, которые требуют разные структуры, на одном сайте, то это может облегчить жизнь школы.
«Поэтому в новом документе я ничего трагического не вижу, наоборот, оцениваю его положительно, поскольку он существенно снизит бюрократическую нагрузку на школы», – считает известный педагог и ученый.
«Бумажная» логика против цифровой
Иного мнения придерживается член правления СППО «Лига образования», сотрудник ИОН РАНХиГС Михаил Кушнир.
«Сама идея требований к сайту школы изначально порочна, и у меня есть серьезное подозрение, что противозаконна, потому что у школы нет ни обязанностей, ни компетенций вести такого рода деятельность – она требует и специальной квалификации, и соответствующей оплаты, не отвечающей задачам школы, – считает он. – Одно дело, когда школа сама проявляет сетевую активность как использование нового канала коммуникации со школьниками, родителями, коллегами, потенциальными клиентами. Совсем другое, когда ее вынуждают вести непрофильную деятельность, причем на предельно формальных основаниях, отбивая всякую охоту заниматься этим творчески».
Кроме того, Михаил Кушнир убежден, что предлагаемый Рособрнадзором документ – это яркая иллюстрация «бумажной логики» сбора данных снизу вверх.
Цифровая логика обратная: многие сведения могли бы автоматически формироваться из электронных журналов и иных инструментов, поступая в центральную базу данных, а школы могли бы использовать эту информацию.
Тогда педагоги будут видеть преимущества в цифровизации, а не дополнительную обузу.
Бодрый школьный Тик-Ток против официальной визитки
С точки зрения замдиректора по научно-методической работе гимназии № 210 «Корифей» (Екатеринбург) Марии Калужской, новый приказ Рособрнадзора мало что поменяет в жизни школы: по ее словам, «уже сейчас школьные сайты превращены в формальные хранилища документов, куда заглядывают в основном проверяющие инстанции и чересчур дотошные родители».
«Такой сайт особо не хочется ни развивать, ни модернизировать, поэтому абсолютное большинство школьных ресурсов выглядит, как солдаты армии Урфина Джюса: все они практически одинаковы по дизайну и содержанию. Если школа все-таки хочет иметь живой, реально информативный сайт, то советуем сделать его отдельно для сообщества, разместив на нем свежие новости, стримы, веселые сценарии и приколы из школьной жизни. Бодрый школьный Тик-Ток или инстаграм-канал помогут компенсировать моральные потери и представить школу в лучшем виде. А “визитка” для уважаемого Рособрнадзора пусть занимает свое почетное место в общем строю», – отмечает Мария Калужская, напоминая, что иметь два или три интернет-канала организациям не запрещено.