Школьные фантазии
Опыт образовательной футурологии
Этот материал был опубликован в первом номере газеты «Первое сентября» за 1999 год. Александр Адамский представлял себе, какой будет школа через 20 лет. Нам кажется, что время от времени нужно оглядываться в прошлое, особенно, когда мы пытались представить себе будущее.
Когда же и мечтать, если не на каникулах?
– Какие мечты, – спросит строгий читатель, – вы что, не видите – реальность хуже не придумаешь?
А зачем же придумывать хуже, чем есть на самом деле? Надо придумать, чтобы было лучше. А то ведь если не придумаешь – так и лучше не будет.
– Лучше только в сказке бывает, а в жизни …
Ну почем вы знаете, строгий читатель, как бывает в жизни, иногда, видите ли, так оборачивается, что и сказочнее любой фантазии! Такое, знаете, воображение разыграется в жизни, что и не опишешь! Да вот хотя бы школьная жизнь – чем не сказка?
Мы привыкли к тому, что нас называют в школе по имени предмета. Ни дети, ни родители не говорят «преподаватель физики». Говорят: физик сегодня сделал то-то, историк сказал то-то, а литератор – то-то.
И это правильно. Может, и не очень справедливо по отношению к настоящим физикам-экспериментаторам, математикам-теоретикам, писателям-литераторам, но это правда: мы – не пересказчики, мы предметники. У нас в руках и в голове сам предмет, а не его копия.
Дети меняются, а предмет остается. И по тому, как меняются дети, мы видим, как время, дети и мир меняют главный предмет, связывающий всех, – школу.
При этом литераторы, историки и математики, особенно со стажем, не перестают удивляться главной перемене в своей жизни:
– Раньше дети были совсем другими.
– И мы были другими.
– И школа была другой.
И кто-то, скорее всего физик, вдруг станет фантазировать, придумывая сказку о школе, какой она будет году эдак в 2010-м. Совсем скоро, мы еще и на пенсию выйти не успеем.
Скоро, скоро …
А будет так. В 2010 году будут две школы.
Одни дети будут по-прежнему ходить в огромное, огороженное здание, внутри которого в специальных комнатах с книгами и компьютерами специально обученные преподаватели будут рассказывать изо дня в день темы программ. А дети, как и десять лет назад, будут писать контрольные работы и готовить устные ответы на заранее придуманные вопросы. Особенно довольными будут родители, потому что дети все время под присмотром, и за школьным забором для них будет все что нужно: и добрые взрослые, и вкусная еда, и спорт, и самые новые компьютеры.
Родительские собрания будут проходить в форме телеконференций.
А поскольку министерства образования уже не будет (от частой смены министра аппарат ведомства придет в негодность до степени «восстановлению не подлежит»), то роль коллегии будет выполнять компьютерная сеть родителей, которые каждый день в течение 20 минут будут просматривать сводные школьные новости и прямым электронным голосованием принимать решения по тому или иному вопросу.
Не будут забыты древние обычаи: каждый год выпускники будут встречать рассвет, для московских школьников традиционным местом предрассветного сбора станет памятник так и не утвержденному стандарту. Памятник будет установлен на Чистых прудах, напротив дома № 6.
Будут и другие предметы
В ней не будет специального помещения, классов и программ.
Специальным указом президента будет установлено, что все общественно-государственные институты, все-все, которые есть в стране, от уличных ларьков до правительства, включая армию и даже тюрьмы, – все это будет образовательными учреждениями.
У всех учащихся будет специальная бумага, на которой будет написано: «Все, что делает податель сего, делается на благо России и по моему указанию. Президент». Дети будут по своему усмотрению выбирать то или иное учреждение или фирму, или банк, или театр, или завод, или птицефабрику, или зоопарк, или аэропорт, или почту, или телеграф, или мостостроительное управление и изучать это, как изучают предмет. Ребенок может провести в этом образовательном месте столько времени, сколько ему понадобится, чтобы изучить и составить собственное знание о содержании деятельности общественного, экономического, политического или социального института. Когда учащийся составит свое знание, ему придется дать оценку деятельности того места, где он был.
В этой школе не учащихся оценивают, а наоборот – учащиеся оценивают общество и государство. Так же, как сегодня в больших городах стоят пока не работающие банкоматы, так же будут стоять специальные электронные устройства, связанные одной сетью, в которые учащиеся будут вводить свои данные. Сводная таблица данных будет показывать, какой общий образовательный эффект сегодня в стране. Если сводные данные от учащихся окажутся ниже, чем вчера, в программе «Время» ведущий с тревогой в голосе сообщит, что валовой образовательный эффект в стране снизился и правительство готово уйти в отставку, потому что западные инвесторы срочно изымают свои активы из российских банков.
А учащиеся, после того как сообщат о своих результатах в образовательную сеть, станут консультироваться со своими наставниками по поводу того, как исправить положение в той или иной отрасли. И они вместе будут учить банкиров, министров и олигархов, как налаживать предметность жизни.
Между мечтой и былью
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Чтобы дело было – надо жить. Счастливо и уверенно, надо идти в школу, давать уроки, объяснять новый материал и проверять домашние задания. Приходить на перемене в учительскую и обсуждать, что натворили дети и почему падает успеваемость.
Историки, литераторы и математики, друзья мои, будем жить!