Школа впечатлений: как геймификация и VR помогают учиться и учить

Категории: Педсовет

Тэги:

Ребенка и особенно подростка сложно заставить учиться, зато можно увлечь предметом. В этом помогает иммерсивное обучение – метод, который использует искусственную или смоделированную среду для полного погружения в образовательный процесс. Благодаря новым технологиям, любое школьное занятие пролетает на одном дыхании, словно захватывающий фильм. Как они создаются и работают, рассказывает Антон Елизаров, директор компании «Цифровое пространство» и соавтор проекта «Иммерсивная школа. VR Школа».

С какими проблемами вы как разработчики программ сталкиваетесь в современной российской школе? Какие пути решения находите?

В школьном образовании одна из ключевых проблем − отсутствие у детей мотивации, желания учиться. Равнодушие к учебе влияет на жизнь школы, провоцирует профессиональное выгорание у учителей. Еще одна проблема современной российской школы − перекос в сторону теории, когда дети задаются вопросом: зачем я это учу? В большинстве школьных программ теория никак не привязана к практике, и ребенок не понимает, для чего ему зубрить законы Ньютона и бесконечные математические формулы. Сейчас важной задачей образования является формирование функциональной грамотности, то есть не просто изучать предмет, но и давать понимание, как теория реализуется и применяется на практике. В некоторых предметах, таких как ОБЖ, детям необходимо понимать, зачем нужны эти знания и когда их уместно применять, а также уметь ими пользоваться в ситуации опасности.

Как создать мотивацию? Известно, что дети тянутся к игровому, развлекательному контенту, с образованием никак не связанному. Ничего плохого в этом нет, это особенности развития. Раньше единственным «порталом в интересное» была книга (подростки зачитывались литературой о приключениях, путешествиях), потом радио, телевидение, теперь интернет. Поколения меняются, а суть остается той же. Просто с приходом интернета информации стало неизмеримо больше, дети теряются перед этим огромным числом входов в неизведанное и не знают, как выбрать источник полезных знаний. На помощь приходят новые технологии геймификации образовательного процесса, превращения обучения в игру. Ребенок принимает правила этой игры и берется за дело, причем довольно азартно и самоотверженно. В процессе игры у школьника возникает необходимость изучать теорию, разбираться, сомневаться, находить выход из ситуаций.

5

Какую роль в этом процессе играют VR-технологии? Расскажите поподробнее.

Можно привести два примера, как формируется функциональная грамотность на уроках ОБЖ и химии. Занятия по ОБЖ строятся в форме деловой игры, разрабатывается легенда, то есть ситуация, где каждый ученик выполняет свою роль. Например, противодействие экстремизму: задается легенда о том, что в городе повышен уровень террористической опасности, и сотрудники спецподразделения привлекли ребят к выполнению задания − найти и обезвредить злоумышленников. Они должны определить по переписке в соцсетях вербовку в экстремистские группы, снять видеоролик о предупреждении террористической деятельности. Разбираются разные ситуации, как это может происходить в общественных местах. И в процессе урока они погружаются в теорию, узнают, как развязать руки, как действовать в определенных ситуациях. И тогда подключается тренажер VR на 5−7 минут. Ученики по очереди надевают очки и погружаются в ситуацию на данную тему, там принимают решения и видят последствия своих действий. Теперь они могут повторить теорию, понять, как она связана с реальностью. Урок становится увлекательным квестом, приключением, где дети становятся на время спасателями, супергероями, и конечно, служит лучшему запоминанию материала. Заодно они несут ответственность перед своей командой, потому что отсутствие знаний ведет к провалу всей операции − а это уже тренировка soft skills, взаимодействия с коллективом. Одновременно прокачиваются критическое мышление, навыки подготовки к презентации. Такое комплексное обучение заложено в наши разработки.

Второй пример − это занятие по химии. Химия часто связана с практикой, поскольку она вокруг нас. Чтобы объяснить ребенку, зачем ее надо изучать, стоит лишь показать смартфон: в нем как раз содержится часть элементов таблицы Менделеева. Например, такая тема, как редкоземельные металлы. Дети попадают на орбитальную станцию 2030 года, где им надо изменить современные смартфоны: улучшить звук, прохождение сигнала и параметры экрана. Для каждого свойства нужно выбрать наиболее подходящий из представленных редкоземельных металлов. Дети решают задания, изучают свойства металлов, определяют наиболее подходящий для создания более совершенного смартфона. Интерес возрастает многократно, но чтобы они дальше разобрались в теме, его надо поддерживать, создавать все новые игровые ситуации, чтобы этот познавательный процесс не прерывался.

2

Отлично, но как быть с оборудованием в школах? Ведь оно недешевое.

У нас в стране больше 10% школ оснащены VR-технологиями по национальному проекту «Образование», федеральному проекту «Современная школа». К сожалению, это оборудование используется нечасто. По национальному проекту оно поставлялось за счет федерального проекта только в сельские школы. Но все упирается в деньги: сельские школы недофинансированы, а программное обеспечение стоит денег, которых не хватает. Поэтому очки используются очень мало, детям на них нечего показывать, программы-то не приобретаются. С ними надо работать сегодня, потому что технологии устаревают. Мы пытаемся решать эту проблему, выносим вопрос на уровень министерств образования и руководства регионов. К сожалению, далеко не все готовы признать проблему и решать ее, но это больше не проблема, а все-таки возможность роста, быстрых и качественных изменений. Хочется, чтобы польза от иммерсивного обучения была понятна всем и такие образовательные технологии получили широкое распространение (например, как в случае с интерактивными досками).

Еще одна задача: как обучить учителей, которые и так загружены?

Технологии VR не сложнее, чем интерактивные доски или смартфон. В Нижегородской, Рязанской, Иркутской, Ленинградской и других областях мы обучаем учителей овладевать методиками централизованно, на базе институтов развития образования. Мы проводим мастер-классы, вебинары по методологии, снимаем обучающие видео, собираем педагогов на очные мероприятия. Для простоты их работы создаем так называемое коробочное решение − когда учитель владеет принципом, как включать технику и организовать урок, а 99% наполнения у него уже есть. Понятно, что времени на подготовку у них мало, загрузка очень большая, но мы стараемся делать так, чтобы время тратилось по минимуму. Даем все необходимые материалы, чтобы можно было научиться быстро включать оборудование и работать на нем, а главное – чтобы было понятно, как встроить его в образовательный процесс.

Кстати, в последнее время часто говорится, что авторитет учителя в эпоху цифровых технологий падает, в том числе из-за того, что дети больше используют современную технику в повседневной жизни, Но на наших уроках его роль, наоборот, возрастает, он теперь становится больше тьютором, то есть не просто рассказывает теорию, а самостоятельно строит образовательный процесс и помогает ученикам разобраться в многообразии информации, при этом применяя, например, технологию виртуальной реальности. Детям это нравится.

3

А как относятся к VR родители учеников? Ведь не всем эта идея близка, кто-то боится, что дети, которые и так свободное время проводят в гаджетах, еще и на уроке в них погрузятся.

Конечно, все новое не всегда принимается на ура, особенно в такой консервативной сфере, как образование. Но повторю, что VR всего лишь один из инструментов обучения, а главное в уроке − игровая форма, геймификация, работа с мотивацией. Не обязательно каждому давать очки, можно использовать просто персональный компьютер. По разработанным нами методикам на одном комплекте может заниматься группа из 6–8 учеников. Причем это не тотальное погружение: по нормам, работать с компьютерной техникой разрешается до 15 минут, а наши ученики им пользуются всего 5–7 минут. Обязательно нужно согласие родителей. Но если родители все же против, мы VR вообще не подключаем, ребенок просто делает задание в игровой форме.

Каковы сегодня масштабы продвижения технологий и их эффективность?

Мы проходили апробацию в 2019–2020 годах на инновационных площадках школ города Дзержинска Нижегородской области, получили экспертное заключение. Разработку вели педагоги-практики, эксперты по направлениям (например, по ОБЖ – эксперты из МВД и МЧС), психологи, представители научного сообщества. Сейчас мы проводим измерения роста мотивации, мониторинг результативности и наблюдаем хорошую успеваемость детей в разных областях знаний. Проект реализуется более чем в 40 регионах России. Где-то мы взаимодействуем с одной-двумя школами, где-то со всеми школами города. Успешнее всего этот процесс идет в Нижегородской области, где и находится наша компания. Мы взаимодействуем здесь со всей системой образования. Также хорошие результаты работы в Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени.

Надо сказать, что масштабность продвижения оборудования все время увеличивается, так как дешевеют материалы. В США, европейских странах, Китае и Индии есть широкие программы оснащения школ VR-технологиями. Они применяются для обучения военнослужащих, работников космической отрасли, медицины. Так что надеемся, что Россия тоже не будет отставать от всего мира.

1

Каким вы видите идеальное будущее VR-технологий в стране?

Сейчас многие эксперты говорят о переходе в образовании к моделям работы без оценок, большей работе с мотивацией, постановке и достижению образовательных целей непосредственно учениками. Это способствует формированию личности, готовой учиться непрерывно, всю жизнь. Во многих платформах и образовательных проектах есть блоки, которые мотивируют ребенка на получение информации, подстегивают его интерес, поддерживают его. И таких проектов, как наш, должно быть множество. Все новое в образовании, проверенное и эффективное, обязательно должно рассматриваться и применяться при подготовке кадров в институтах развития образования и в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации педагогов. Мы уже сейчас работаем над проектом создания в педагогических вузах «экспериментальных цехов» для работы с самыми передовыми технологиями, для тестирования и создания новых методик. Уверен в одном: новое слово в образовании уже сказано.

Посмотреть все материалы спецпроекта «VR-Class: виртуальная реальность в образовании»


Источник