Сергей Плахотников: «Дети должны выпендриваться, и мы должны предоставить им эту возможность»
Эксперт Южно-Сахалинского образовательного форума рассуждает о конфликте поколений и ненужности исполнительных детей.
Одной из самых популярных на образовательном форуме стала площадка педагога-психолога, эксперта в дошкольном и начальном школьном образовании Сергея Плахотникова. Речь шла о пространственном моделировании, практике продуктивных прогулок, праве ребенка на риск и многом другом. «Вестям образования» эксперт рассказал, почему баланс сил на форуме был нарушен, как мэры городов, сами того не осознавая, тормозят развитие детей и почему на их вопросы опасно отвечать четко и по делу.
Как сахалинский образовательный форум одной девочке профессию помог выбрать
В форуме активно участвовали дети, что, на мой взгляд, крайне важно. Я заметил, что баланс сил был нарушен тем, что детей и про детей в этот раз было гораздо больше. Считаю, что это большой плюс. Это здорово. Ведь когда взрослые собираются, это обычно одни профессиональные разговоры, которые редко приводят к каким-то радикальным изменениям. А когда подростков больше, у них формируется впечатление очень важное, которое дальше по жизни их будет вести. По крайней мере я уверен, что некоторые побывавшие на форуме подростки поняли, чего они хотят в жизни.
В первый день работы форума ко мне пришла девочка-подросток и очень внимательно слушала. А на следующий день девочка привела на мою лекцию всю свою семью, потом подошла ко мне и сказала, что хочет стать дефектологом. Мы с ней даже поговорили на профессиональные темы.
У подростков кризис идентичности, они не понимают, кто они и чего хотят. И когда они оказываются среди взрослых, которые знают кто они и чего хотят, подросткам легче сделать выбор.
А если еще этих взрослых много, вероятность ошибки уменьшается. Мне кажется, в этом и есть задача форума.
Как ответственность убивает мотивацию
Родителей беспокоит, насколько они точны в своих действиях в отношении детей. Их очень волнуют перспективы. На форуме мы коснулись темы самостоятельности, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином своей жизни. Но это не про ответственность, потому что, когда возникает слово «ответственность», мотивация жить у детей резко падает. Они скорее демотивируются. А вот если они хозяева своей жизни и готовы что-то делать для других, о ком-то заботиться – вот это их окрыляет, они этим живут.
Ошибки тревожных мамочек
Самый большой отклик получила тема риска, что ребенку нужно вернуть его жизнь и право на риск. Делая это, ребенок получает ту информацию о себе, которая дает ему достоверный ответ на вопрос «Кто я сам».
Каждая мама сталкивалась с ситуацией – когда ребенок начинает ходить, он начинает убегать. Вот вам риск. Ребенок рискует в этой ситуации, мама рискует в этой ситуации. Только мудрая мама даст ему возможность убежать, потому что понимает: ребенок спиной чувствует критическое расстояние до мамы, периодически оглядывается назад, а потом останавливается и с радостью бежит обратно. Слабонервные мамы сразу же начинают одергивать ребенка, хватать его за руку, и все – цикл деятельности не завершается. Рано или поздно «одернутый» ребенок обязательно убежит.
Лучший способ заслужить месть ребенка
Нужно давать ребенку возможность действовать на пределе своих возможностей, а не развиваться через взрослых и их интерпретации типа «Ты молодец, ты хороший, у тебя вот это получается». При таком подходе про самого себя ребенок мало что знает. У него нет выхода на предел, потому что его все время опекают и обслуживают. Такой ребенок, становясь подростком, такое выдает… Мстит, одним словом.
Отвечайте на вопросы нечетко и непонятно
Любознательность – это естественное состояние ребенка. Но ее можно задавить, есть аж целых два пути, как это сделать. Первый – четко и понятно отвечать на все вопросы, не создавать напряжения, чтобы у ребенка не было потребности искать ответы, а постепенно исчезнут и вопросы. Вторая ситуация – просто не разговаривать с ребенком или говорить ему: «Отстань, нет времени, потом». Самим взрослым нужно удивляться окружающему миру. Ребенок должен жить рядом с таким взрослым, который не перестает делиться своими впечатлениями. Человек успокоенный, которого ничто не интересует, у которого нет вопросов – это беда.
Мир игрушек – это ужасная история
Одна из основных фундаментальных идей педагогики – дать возможность ребенку выстраивать пространство вокруг себя в соответствии с теми целями, задачами, смыслами, которые есть у него в настоящий момент. Если же он зажат, у него нет возможности трансформировать пространство вокруг – он тогда уходит глубоко в себя.
Дети живут в мире забетонированных качелей и горок.
А мир игрушек – это ужасная история. Взрослые все за ребенка уже придумали. Они лица нарисовали, фигуры вылепили, сюжет придумали. Что ребенку остается тогда?
Почему песочница должна быть метр на 15?
Нужно с ребенком ходить там, где все трансформируется. А где все трансформируется? В лесу. Там можно взять бревно, палки, камни, строить, например, шалаши. Здесь ребенок воздействует на пространство. На детской площадке в этом смысле ничего не происходит. Все только бегают и орут. Есть, конечно, песочница, но только это и предложили. Да, в песочнице пространство трансформируется. Но что это за пространство? Маленький квадрат, внутри которого заперты дети и сидят друг к другу попами. А вот если бы песочница была длинная, метров 15, и узкая, в пределах метра – вот тогда бы была совершенно другая жизнь.
Нужно, чтобы дети оценивали сами себя
Маленьким детям надо давать право на невзрачный результат. Но мы же хотим, чтобы у нас все было кверху зонтиком, а взрослые не готовы к тому, что все немножко криво, кособоко. Это же мэру не покажешь! Но до 12 лет детям крайне важно показывать невзрачный результат. И они готовы становиться лучше, но не хотят, чтобы их оценивали взрослые дядьки и тетьки. Нужно, чтобы они оценивали самих себя – вот тогда появляются цели, взаимопонимание и стремление делать лучше.
Исполнительный ребенок не нужен цифровому обществу
Мы идем к модели общества, которое будет управляться цифровым образом. Выполнение четких алгоритмов станет уделом роботов. Куда в этой ситуации деваться исполнительному ребенку? Ведь его, по сути, заменяет робот, ребенок не выдержит конкуренции. Но кто будет конкурировать с роботом? Тот, у кого проектное мышление. Я их еще называю предпринимателями – такие люди видят проблему, формулируют ее и начинают решать. Это и есть предпринимательский дух. В детях очень важно поддерживать это и развивать. Они должны выпендриваться, и мы должны предоставить им эту возможность.
У детей нет права на конфликт
Большинство образовательных учреждений работают в условиях резиновой функциональности.
У детей нет пространства, отношений, права на конфликт, им запрещается ссориться. А риск? О нем даже речи быть не может! А вдруг ребенок травмируется? Нет, только не здесь. Вон идите за забор и там хоть ноги себе попереломайте.
Они не хотят отвечать за детей, потому что цели не видят, не видят, куда растут эти дети. В целом очень многие не понимают, куда рожают детей, куда они этих детей выращивают. Это конфликт поколений, причем поколение понимает, куда оно растет, а родители живут в другом измерении.
Евгения Поплавская
АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»