Россия попала в число стран с устойчивым развитием качества образования
Опубликованы результаты международного исследования качества образования PISA-2018.
Оно проводилось в 79 странах, в нем участвовало более 600 тысяч 15-летних школьников. Такие исследования проходят раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Какие результаты показала Россия? Она попала в топ-18 стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования. То есть, за последние 15-18 лет наш уровень стабильно вырос. Например, по читательской и математической грамотности — на 20 баллов. При этом в «коротком» трехлетнем цикле результаты 2018 года оказались чуть ниже предыдущих.
В целом по читательской грамотности — то есть по умению воспринимать и понимать информацию — наши школьники заняли 31 место в мире. По естественнонаучной грамотности — 33 место. По математической грамотности — 30 место.
Как относиться к этим результатам? Об этом рассказала заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Галина Ковалева.
— Исследование PISA показывает глобальные тенденции. И поэтому анализировать результаты нужно по большим, девятилетним циклам: только по ним можно понять, к каким реальным результатам приводят изменения в системе образования, — рассказала она. — Россия относится к группе успешных стран, где есть позитивная динамика по двум из трех основных направлений: читательской и математической грамотности. В естественнонаучной грамотности у нас ситуация стабильна.
По словам эксперта, если говорить про некоторое снижение баллов в последнем трехлетнем цикле ( с 2015 по 2018 год) — то по двум направлениям оно статистически не значимо — колебания в несколько баллов. По естественнонаучной грамотности — 478 баллов (487 в 2015 году). По математической грамотности — 488 баллов (494 в 2015 году).
По читательской грамотности наши школьники набрали 479 баллов (495 в 2015 году). Это снижение баллов эксперт связывает с тем, что в 2018 году изменилась сама технология проведения тестирования — оно стало полностью цифровым, требует грамотной работы в интернете. Появились новые задания, связанные с анализом противоречивой информации, множественных текстов. Что это такое?
— Это несколько разных текстов, связанных одной темой. Например, почему исчезли все деревья на острове Пасхи? Детям дается личный блог профессора-ученого, интервью, и выдержка из научного исследования. Нужно на основе одного текста сделать выводы по другому, связать их. И именно в выполнении этих заданий наши школьники показывают не очень высокие результаты, — рассказала Галина Ковалева. — На поиск, на анализ информации в рамках одного текста результаты российских школьников лучше.
Как планируется дальше «работать» с читательской грамотностью детей? По заданию министерства просвещения эксперты разрабатывают новые задания — в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года они появятся на платформе «Российской электронной школы». А для учителей создают методические рекомендации: как можно использовать такие задачки в учебном процессе. То есть сейчас уже вовсю идет подготовка к тестированию PISA-2021.
«Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность. А в девятом — проверяется функциональная грамотность: учащиеся должны прочитать разные тексты — гуманитарные, естественнонаучные, финансовые и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного. А человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет», — рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева.
Кстати, по сравнению с общероссийскими результатами московские школьники ушли далеко вперед. По читательской грамотности они заняли третье место в мире, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун). По математической грамотности Москва попала в пятерку мировых лидеров, опередив Японию, Нидерланды, Финляндию и Канаду. По естественнонаучной грамотности Москва заняла шестое место, обойдя Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию.
«Опыт Москвы очень полезен для других регионов нашей страны. Мы будем его анализировать и использовать. Важнейшее достижение Москвы — обеспечение массового качественного образования. Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году», — заметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.