«Россия начинается с тебя»
Цикл внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание
Олеся Леонидовна Хараим, учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49», г. Севастополь
* Проект «Город будущего», посвященный 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне на тему: «Память наших потомков о героическом прошлом, славных традициях города»;
* Исследовательская работа «История семьи в истории школы»;
* Эссе «С чего начинается Родина?»
Объяснительная записка
Данная методическая разработка содержит цикл внеклассных мероприятий, направленных на формирование чувства патриотизма и гордости у подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить. Но реализация патриотического воспитания только с помощью научного подхода невозможна. Появляется необходимость в деятельностном компоненте. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие школьников в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
— формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия для развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
— утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. В данном контексте предлагается использовать проект «Город будущего», посвященный 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне на тему: «Память наших потомков о героическом прошлом, славных традициях города». (Приложение 1)
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья. В этом ключе используется исследовательская работа «История семьи в истории школы». (Приложение 2)
Патриотическое воспитание — сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы обучающихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей школы и семьи. И, своего рода итог, — эссе обучающейся на тему: «С чего начинается Родина?» (Приложение 3).
Предполагаемый метод проведения этих мероприятий – это выступления обучающихся. Возраст детей, на которых рассчитаны мероприятия, 5-11 классы.
Условия для проведения мероприятий: школьный кабинет, школьный музей, актовый зал, школьная библиотека.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, мультимедийная презентация, музыка и песни военных лет.
Методические советы на подготовительный период: тесное сотрудничество с родителями обучающихся, которые могут предоставить фото из семейных альбомов, поиск архивных данных в библиотеках и интернет-ресурсах, прослушивание и отбор обучающихся с хорошими ораторскими данными.
Проект «Город будущего»
Посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на тему: «Память наших потомков о героическом прошлом, славных традициях города».
Форма: внеклассное мероприятие, выступление.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: актовый зал школы
Организаторы: учитель русского языка и литературы, библиотекарь, обучающиеся школы.
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере исторических событий города Севастополя в период Великой Отечественной войны.
Участники: обучающиеся в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, участники Крымской весны 2014 года, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти, администрация школы.
10.45–11.00. На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10. Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
Ветеран: Как много наше поколение сделало для страны, для жизни и как мало ему надо сейчас: немного внимания, тепла и заботы. Да, война преподнесла суровый урок человечеству и показала тяжелые результаты. Многие не вернулись. А те, кто пережил великие войны, великий голод, великие стройки, принимают жизнь такой, какая она есть. Наши старики заслужили уважение и добрые слова. Давайте не будем скупиться произносить их! Я надеюсь, что человечество осознает всю бесперспективность и пагубность войн. Ведь человечеству, чтобы выжить, нужны не арсеналы оружия, а доброта, отзывчивость и взаимопонимание.
11.12–11.30. Обучающаяся школы, подготовившая проект, демонстрирует его. На экране слайдовая электронная презентация – проект «Город будущего», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на тему: «Память наших потомков о героическом прошлом, славных традициях города».
Актуальность выбранной темы
— Наступивший 2015 год особенный для нашего города.
Год юбилейный – 70-летие Великой Победы во второй мировой войне. Это событие не может никого оставить равнодушным. Память о Великой Отечественной войне и о Дне Победы бережно хранится и передаётся из поколения в поколение.
Год «Крымской весны» — после длительного плавания Севастополь и Крым вернулись в родную гавань.
Идея проекта. Мы хотим выступить с предложением, увековечить память о «Крымской весне», высадив одноименную аллею.
Цель работы: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере исторических событий города Севастополя в период Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
— изучить исторические события Севастополя и их увековечивание в архитектуре города;
— привлечь внимание обучающихся и властей города к увековечиванию памятного события в марте 2014 года;
— воспитать молодое поколение на подвигах участников событий «Крымской весны».
Основные этапы работы:
— исследовать памятные места города Севастополя;
— познакомиться с дополнительной литературой;
— подготовить информационное выступление;
— вынести предложение на всеобщее обсуждение.
«Город, достойный поклонения» — так с греческого переводится название Севастополь. (Слайд 8)
Свое звучное имя город получил благодаря императрице Екатерине Великой. Именно она издала указ основать на берегу большой Севастопольской бухты морскую крепость. С первых дней своего существования город прославился именами великих людей: Казарского, Лазарева. (Слайд 9)
За свою относительно недолгую историю Севастополь пережил многое: кровопролитные войны, революционные перевороты. Первым тяжелым испытанием для города была Крымская война (1853-1856). Город героически оборонялся долгих 349 дней. (Слайд 10)
В 1905 году крейсер Очаков под руководством лейтенанта Шмидта выступили против царизма. Восстание было жестоко подавлено, а его руководители казнены. В память об этих кровопролитных событиях один из районов носит название Красная горка. В центральной части города и на Корабельной стороне установлены памятные барельефы. (Слайд 11)
Нелегкие события пережил Севастополь в период Великой Отечественной войны. Первые бомбы обрушились на город в 3 часа утра, на час раньше, чем враг атаковал границы СССР. (Слайд 12)
Мечта захватить Крым и Севастополь подвигла Гитлера направить сюда одну из лучших германских армий. Однако защитники города сражались столь яростно и мужественно, что враг топтался на его подступах долгих 250 дней. Обороняли Севастополь все представители вооруженных сил. «Немыми» свидетелями тех событий являются памятники: Мемориал героям обороны Севастополя 1941-1942 гг., Памятник мужеству, героизму авиаторов-черноморцев, Памятник подводникам-черноморцам, Памятник разведчикам-черноморцам, многочисленные доты, дзоты, рубежи оборы, Сапун-гора, батареи: 35-я, 30-я. (Слайд 13)
Севастополь навсегда связал свою судьбу с Черноморским флотом. Из его гаваней уходили в походы военные корабли, сюда возвращались они с победой. (Слайд 14)
Большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. Он совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций. Строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов — от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».
Спустя 40 лет …вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины — как в прямом, так и в переносном смысле. (Слайд 15)
16 марта 2014 года в Крыму прошел общекрымский референдум. Народ сделал свой выбор! После длительного плавания Севастополь и Крым вернулись в родную гавань.
Город создавался как база Черноморского флота. (Слайд 16)
Сегодня это один из красивейший городов на берегу Черного моря. (Слайд 17)
Наше поколение чтит память и помнит подвиги, совершенные за всю историю города. Крымская земля пропитана кровью защитников многих поколений. Существует легенда, что на месте капли крови расцветает цветок красного мака. (Слайд 18)
Никто не забыт! Ничто не забыто!
Заключение. Я очень горжусь нашим замечательным городом, его славными традициями, прошлым и настоящим.
Каждое историческое событие оставляет свой след в истории города. Поэтому мы желаем увековечить события «Крымской весны», высадив аллею в черте города силами обучающихся школ и при активной поддержке властей города.
Будущее России в наших руках, мы постараемся быть достойными наших отцов, дедов и прадедов. (Слайд 19)
11.31–11.32. Ведущий объявляет минуту молчания.
11.33–11.35. Поздравление ветеранов.
11.36–11.40. Гостям мероприятия предоставляется возможность поделиться своим мнением о выступлении.
11.45–11.50. Подведение итогов, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
Приложение 1
Презентация_проекта «Город будущего»
Исследовательская работа «История семьи в истории школы»
Форма: внеклассное мероприятие, защита исследовательской работы (выступление).
Продолжительность: 45 минут.
Место проведения: школьный музей.
Организаторы: учитель русского языка и литературы, библиотекарь, обучающиеся школы.
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере исторических событий города Севастополя и одной севастопольской семьи.
Участники: обучающиеся в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: администрация школы, желающие учителя, родители детей.
10.00–10.30. Выступление обучающейся 6-го класса – защита исследовательской работы «История семьи в истории школы». На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация.
История школы – это живые страницы жизни людей, больших и маленьких, весёлых, озорных, стремительных, серьёзных и важных. Школа даёт человеку главные ориентиры в жизни, во многом определяя его дальнейшую судьбу. Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. (Слайд 1)
У каждого своя дорога. У каждой дороги есть начало. Куда ведёт моя дорога, пока не знаю. Но я точно знаю, что началом пути любого человека является школа. Нашей школе №49 — 32 года. Это немалый срок. Но из поколения в поколение передавались доброта и тепло, которые излучают стены моей школы, годами хранящие звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей…
История моей семьи тесно связана с историей моей школы. В 1992 году в школе был основан музей имени Петра Петровича Шмидта. (Слайд 2)
У истоков основания музея был мой дедушка Хараим Леонид Васильевич, который 28 лет своей жизни отдал Черноморскому флоту и службе на большом противолодочном корабле «Очаков». (Слайд 3)
Черноморский флот стал для него родным домом, корабль был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. «Очакову» трижды присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота». Спустя 40 лет я узнала, что уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины весной 2014 года. (Слайд 4)
Судьба повторяется… Так, в 1905 году крейсер «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта выступили против царизма. Восстание было жестоко подавлено, а его руководители казнены.
Мой дедушка – мастер военной квалификации, умелый воспитатель, ответственный человек. В воспитании своих детей Руслана и Олеси заложил целеустремленность, трудолюбие, влюбленность в свое дело.
В 1992 году брат моей мамы Хараим Руслан окончил школу № 49 с золотой медалью. Его фотография размещается на школьном стенде «Гордость школы». (Слайд 5). Руслан всегда мечтал подняться в небо, и именно стремление к своей цели помогло ему стать летчиком. (Слайд 6) В данный момент Хараим Руслан Леонидович – полковник морской авиации.
В 1998 году школу №49 закончила моя мама Хараим Олеся Леонидовна (Слайд 7), и с 2001 года вернулась в родные стены учителем. (Слайд 8)
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
01 сентября 2011 года в ГБОУ СОШ №49 пришла учиться я, Давыдова Виктория, (Слайд 9) и была удостоена чести дать Первый звонок. (Слайд 10) Этот звонок – начало взрослой жизни…
Каждое Первое сентября я в составе школьного ансамбля открываю торжественные линейки (Слайд 11), а в 2016 году я была ведущей. (Слайд 12)
Благодаря своей семье я веду активную творческую школьную жизнь: в 2014 году заняла 3 место в городском конкурсе проектов (Слайд 13), в 2015 году участвовала в пленэре, посвященном 160-летию завершения Крымской войны (Слайд 14), в 2016 году я стала победителем литературного конкурса «Нет у Родины начала, нет у Родины конца» (Слайд 15), и мое сочинение о Родине напечатано в литературном сборнике «Вдохновленные Севастополем. Юность». В этом же году я стала победителем Всероссийского конкурса сочинений. (Слайд 16)
Моим увлечением стало изучение второго иностранного языка – китайского. И здесь уже есть успехи: 3-е место во Всероссийской интернет-олимпиаде по китайскому языку. (Слайд 17)
И хочу еще раз повторить, что школа и семья даёт человеку главные ориентиры в жизни, во многом определяя его дальнейшую судьбу. Я очень горжусь своей семьей и продолжаю писать историю своей школы! (Слайд 18)
11.31–11.35. Гостям мероприятия предоставляется возможность поделиться своим мнением о выступлении.
11.36–11.45. Подведение итогов, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
Приложение 2
Презентация_История семьи
Методические советы организаторам и постановщикам
Данные внеклассные мероприятия можно проводить в школьном музее, в актовом зале, в аудитории или конференц-зале, посвящая Дню защитников Отечества, Дню Великой Победы. Могут быть приглашены обучающиеся одной параллели, учителя, родители, ветераны. Для создания эмоционального настроя могут звучать песни военных лет (музыка), ведущие могут быть одеты в форму военных лет.
Методические советы на период ближайшего последствия
Для того чтобы подвести итог мероприятия, я предлагаю обучающимся написать сочинение или эссе на тему: «С чего начинается Родина?»
Эссе на тему «С чего начинается Родина?»
Форма: творческая мастерская.
Продолжительность: 45 минут.
Место проведения: школьная аудитория (класс).
Организаторы: учитель русского языка и литературы, обучающиеся школы.
Цель мероприятия: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы работы над написанием эссе:
* осмысление темы и подбора литературных источников;
* планирование работы;
* написание текста;
* проверка соответствия содержания теме;
* совершенствование содержания;
Приложение 3
Работа ученицы 7 «В» класса ГБОУ СОШ №49 Давыдовой Виктории Викторовны
«Севастополь – солдат,
Севастополь – матрос,
Ты родной для любого,
Кто видел тебя…»
(Лев Ошанин «Дума о Севастополе»)
С чего начинается Родина? Каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Для кого-то она начинается с «картинки в букваре», с «любимой березки», с «хороших и верных друзей», с «заветной скамьи у ворот», с «весенней запевки скворца», с песни, которую впервые услышала от мамы.
А для меня Родина начинается с той земли, где я сделала свои первые шаги, с моего родного города Севастополя — «города, достойного поклонения».
О том, что Севастополь – город особенный, я впервые услышала от дедушки – офицера Черноморского флота Леонида Васильевича Хараима. Рассказы дедушки слились с тем, что я узнала на уроках и из учебников.
Я горжусь своей «малой родиной» — Севастополем.
За свою относительно недолгую историю Севастополь видел многое: кровопролитные войны, революционные перевороты. Тяжелые испытания выпали на долю Севастополя в период Великой Отечественной войны. Первые бомбы обрушились на город в 3 часа утра, на час раньше, чем враг атаковал границы СССР. Мечта захватить Крым и Севастополь подвигла Гитлера направить сюда одну из лучших германских армий. Однако защитники города сражались столь яростно и мужественно, что враг «топтался» на его подступах долгих 250 дней. Я посвящаю родному городу такие строки:
Ты не вставал на колени
Ни перед кем и никогда…
И каждый кустик твой – священен.
Священны небо и вода.
Я знаю, что Севастополь навсегда связал свою судьбу с Черноморским флотом. Недаром говорят: «Кто из нас не связан с кораблями? Севастополь – это корабли!» Из его гаваней уходили в походы военные корабли, а сюда возвращались они с победой.
Мой дедушка 28 лет своей жизни отдал Черноморскому флоту и службе на большом противолодочном корабле «Очаков». Черноморский флот стал для него родным домом, корабль был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. «Очакову» трижды присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».
Спустя 40 лет я узнала, что уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины в тревожные дни весны 2014 года, чтобы отстоять право севастопольцев на свободу выбора.
Севастополь сегодня — это один из красивейший городов на берегу Черного моря. Наше поколение чтит память о погибших и помнит подвиги героев, совершенные за всю историю города. Крымская земля пропитана кровью защитников многих поколений. Севастополь каждой весной утопает в цветах красного мака. Я люблю эту землю за ее красоту, за ее страдания, за великий подвиг ее людей.
Александр Хамадан в своей книге «Севастопольцы» писал: «Пройдут годы и годы, пройдут века. Люди, защищавшие город, навсегда останутся бессмертными героями великой севастопольской эпопеи. И слово «севастополец» будет понятием долга, мужества и чести».
Я очень горжусь тем, что рождена на севастопольской земле …
Список литературы:
- Бережной С.С., Аммон Г.А. Героические корабли российского и советского Военно-морского флота: Альбом. – 2-е изд.- М.: Воениздат, 1990.
- Вдохновленные Севастополем. Юность: литературный сборник/Севастополь, 2016. – 112 с.
- Севастополь: Фотоальбом. Славному 200-летию Города-героя посвящается. Авт. текста Г.Д. Староверов; Сост.: Н.С. Павловская, А.А. Карро. – К.: Мистецтво, 1983.
- Океанский щит страны советов: Фотоальбом. Под общ.ред. адмирала П.Н. Медведева. – М.: Планета, 1987.
- Фотографии из личного альбома.