Родительские чаты: экзистенциальное зло. А вся цифровизация?

Категории: Статьи

В последние годы в практику образования ворвались социальные сети и, конкретно, родительские чаты. И быстро проявили себя как экзистенциальное зло. Так, пару недель назад широко разнеслось сообщение, мало кого оставившее равнодушным: по результатам «информационного обмена» в родительском чате был убит ударом по голове отец-одиночка из Волгограда. И похоронен. И тут же забыт, как будто ничего не случилось.

А родительские чаты живы, никто их хоронить не собирается. Всем на все наплевать, и чаты еще соберут свой урожай жертв, пока не станет ясно, что с этим нужно что-то делать. А еще с форумами.

Чем же опасны родительские чаты и вообще всякие форумы?

Проблема в том, что в среде информационных технологий, в чатах, в комментариях на форумах, в том числе и здесь на «Педсовете» не действуют, практически отсутствуют моральные нормы общения и поведения, не говоря уже об этикете. Если в повседневной жизни человек руководствуется выработанными за века обычаями и традициями, морально-этическими нормами, зафиксированными в национальной культуре, в религии, у него, так сказать, есть тормоза. По крайней мере, у большинства, и человек вряд ли будет выходить за рамки моральных норм на глазах у других людей. В электронной среде — все совершенно иначе. Каждый корреспондент замкнут в своем собственном маленьком мире, чувствует себя одним-единственным, как на необитаемом острове, и очень легко разрешает себе пересечение моральных границ, недопустимое в обычной жизни. Он ведь не воспринимает других людей, присутствующих в чате и форуме, как людей. Булеры совершенно не задумывается, что информационные технологии уничтожают расстояния — и все мы в чатах и форумах находимся как бы в одном зале, в одной комнате.

Прямо здесь на сайте в комментариях очень часто происходят оскорбления и травля других людей, имеющих иное мнения по каким-либо вопросам. Что самое интересное, такая аберрация порядочности и приличий происходит у очень разных по своему образованию и культуре людей — и у уличных забулдыг-калымщиков из глубинки, и у доцентов престижных столичных вузов.

Почему некоторые люди так стремятся к склокам и конфликтам в сети?

По простой причине: у них крайне низкие самооценка и самоуважение (как и уважение к окружающим людям), притом, что самолюбие крайне болезненное. Унижая других, они считают, что возвышаются сами, повышают свою социальную значимость и ценность. Видимо, они пережили немало неудач, жизнь их потрепала, поэтому любой, даже теоретическое, несогласие с их мнением им кажется оскорблением. А может, люди стареют, их интеллектуальные способности снижаются, они уже не могут внимательно прочесть и проанализировать тексты и реплики в форуме или чате, вот им везде, в каждой фразе видится наезд и покушение на их авторитет и значимость.

Встречали ли вы такие реплики в комментариях: «А автор кто? Автор ничего не знает и ни в чем не разбирается! А берется нас учить!» Это попытка нивелировать, снизить значимость и ценность новой появившейся статьи или просто реплики. И заодно повысить в собственных глазах и глазах ближайшего окружения собственную значимость. Ведь она — действительно очень низкая.

Но проблема в том, что демонстрируя неуважение и обесценивая мнения и высказывания других людей никто не добьется повышения собственной значимости и ценности.

Нужно признать, что мы живем в обществе, в котором реально существуют дефицит уважения, в котором личность лишена реальной ценности, и сами от этого сильно страдаем.

Оборотная сторона такого дефицита культуры и значимости личности — глубоко распространенное в нашем обществе убеждение, что на абсолютно любой вопрос существует один-единственный правильный ответ, на каждую проблему — одна-единственная правильная точка зрения. И это именно та точка зрения, которой придерживается комментатор. Никому, обычно, не приходит в голову мысль, что он может заблуждаться. Впрочем, мысли вообще нашим людям редко приходят в голову, они руководствуются обычно установками, воспринятыми ими в юности или даже детстве — и на всю жизнь. Пересматривать свои взгляды и мнения, их критически переосмысливать — не в чести.

На самом деле это плохой индикатор, это показатель отсталости нашего общества — того, что общество крайне медленно пересматривает свои взгляды и установки, очень медленно воспринимает новые идеи, и уже в силу этого остается крайне реакционным. Ведь, в действительности, ни на один предмет не может быть единственно правильного взгляда, эти взгляды в наш XXI век должны активно пересматриваться, обновляться, развиваться…

Почему комментарий может закончиться убийством?

«Вишенкой на торте» в родительских чатах и форумах является готовность некоторой части участников перейти от виртуальных действий и оскорблений в сети к настоящему и практическому насилию — к дракам и даже, как мы видим, убийствам… И это касается даже таких мощных сетевых ресурсов, как «Пикабу», с миллионными аудиториями корреспондентов, некоторая часть которых — совершенно отвязные, криминальные субъекты.

Так получилось и в родительском чате, который привел к убийству волгоградца. А однажды, года два назад, мы в школе попали под «огонь» отвязных, невменяемых пикабушников. Попросили как-то одного папашу уйти с детской площадки нашего частного детского сада, когда он там гулял с дочкой. Папаша оказался начинающим пикабушным автором, который разразился статьей, начинающейся со слов «никогда не думал, что попаду в такую ситуацию…» и дальше про то, как ужасный я попросил его покинуть площадку детского частного сада  все кругом колхозное, все кругом мое!). А дальше отвязное пикабушное сообщество накинулось на нас, начался мат-перемат с угрозами придти и разобраться по-мужски, навести справедливость, проломить мне голову, вмазать по мордасам и т.д. Все наши открытые аккаунты были заспамлены нецензурщиной. Таким образом, я понял, что вокруг каждого сетевого ресурса имеется несколько сотен полностью невменяемых людей, потерявших связь с объективной реальностью и погруженных в виртуальную. Они готовы, если попадется на глаза какой-то призыв, идти и громить, жечь, убивать без каких-либо препятствий и ограничений.

Если честно, это даже не средневековье, это первобытно-родовой строй: хватать дубинку в руки и мочить друг друга по головам. Такое просто не умещается в голове. Здесь не действует никакая мораль, никакие рациональные доводы. Никто не будет ни в чем разбираться, оценивать и проверять. Прав всегда тот, то первым закричал «Ату его!»

Поможет ли вам полиция, если вы попадете под кибербуллинг?

Все, что происходило с нашей школой и мной личной было задокументировано и вместе с определенными IP адресами буллеров аккуратно записано на флешку и отправлено в полицию и прокуратуру. Так как такие действия подпадают под уголовное законодательство по статье про разжигание ненависти ка какой-либо социальной группе. И, вы думаете, что? А ничего. Мне написали, что у вас же никого не убили и ничего не сожгли. Вот когда сожгут и убьют, они придут, откроют дело, опишут трупы, начнут производить следственные действия. А пока беспокоиться нечего. Вот так вот «моя милиция меня бережет». Эти слова поэта давно следует забыть. Общество в настоящий момент совершенно не интересно государству, общественные интересы никто не защищает.

Если уже разговор зашел о цифровизации, невозможно обойти молчанием буквальный взрыв кибермошенничества и прочей электронной преступности, который происходит сейчас прямо на наших глазах. Бесконечное вымогательство, обман при электронных покупках, навязывание ненужных товаров и услуг, прямой грабеж с банковских карт и прочее…

Не пожалеем ли мы, что пошли по пути цифровизации?

Так что ситуация с цифровизацией всего и вся в нашей стране, с широким применение чатов, форумов и прочего киберинструментария возникает очень непростая ситуация: мы их внедряем и применяем, и технически все, кажется, просто. А на самом деле мы не готовы к применению этих цифровых технологий. У нас нет соответствующего законодательства, нет институтов, которые следят за происходящим и защищают безопасность и права людей, нет элементарной морали и правил, которыми бы руководствовался «человек цифровой». Так что большого числа шишек и даже жертв на дороге цифровизации не избежать. И, вероятно, мы не раз еще пожалеем, что пошли по этому пути.

И Запад нам в этом вопросе — не указчик и не пример. Там уже давно развиваются чуждые нам гуманистические тенденции, приоритет прав человека и прочие чисто западные штучки. Может, они и справятся с угрозами, сопутствующими цифровизации. А вот мы…

Ну, а пока следовало бы признать использование электронных средств и киберинструментов, применение всяких чатов и форумов при подготовке и совершении преступлений отягчающим фактором. Примерно, как алкоголь или предварительный сговор, групповой характер преступления. Использование киберсредств делает любые правонарушения особенно социально опасными.


Источник