Ребенок пережил травматичный опыт: как ему помочь

Как бы мы ни были внимательны и осторожны, опасности невозможно полностью исключить из нашей жизни. Каждый может оказаться в ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, — в том числе и дети. Если ребенок стал свидетелем трагедии, насилия или несчастного случая, это может нанести вред его психическому здоровью. Справиться с возможными проблемами родители смогут, если будут внимательны к состоянию ребенка, вовремя заметят тревожные признаки и в случае необходимости обратятся к специалистам.

Правила обсуждения травмирующих событий с детьми

Телерепортажи и новости о случаях вооруженного нападения на учеников (так называемого скулшутинга) могут вызывать у детей тревогу за собственную безопасность, за своих друзей и одноклассников — особенно если трагедия произошла поблизости.

Родителям может быть трудно обсуждать с ними такие непростые события. Однако важно помнить, что дети обращаются к родителям, чтобы почувствовать себя в безопасности. Причем эта потребность не зависит от возраста ребенка: так поступают и малыши, и подростки, и даже повзрослевшие дети. Вот какие рекомендации для подобных случаев дают психологи, эксперты Центра защиты прав и интересов детей Михаил Алагуев и Елена Артамонова.

Поговорите со своими детьми

Даже если ребенок не начинает разговор о недавних событиях, это не означает, что тема его не беспокоит. Начните разговор первым, дайте ему понять, что он и его переживания важны и интересны вам. Тревожные новости о скулшутинге могут стать дополнительной возможностью выслушать ребенка. Начать говорить ему помогут такие слова: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать».

Найдите лучшее время

Начать разговор о том, что по-настоящему волнует человека, лучше всего в тот момент, когда он с наибольшей вероятностью будет готов разговаривать: например, во время поездки в машине, за ужином или перед сном.

Проявите интерес

Обязательно нужно выяснить отношение ребенка к подобным новостям, событиям. Какие мысли теперь его волнуют? Какие эмоции он испытывает при этом? Как он справляется с такой информацией? Повлияет ли этот случай на отношение ребенка к себе, к окружающим, к школе, ко взрослым? Хочет ли он поговорить о чем-то еще?

Не избегайте важных тем

Разговор может быть нелегким, но обсуждая сложные события на языке, соответствующем его возрасту, ребенок может чувствовать себя в большей безопасности и ощущать, что родитель отвечает на его запросы и принимает его. Постарайтесь не перебивать, позвольте ребенку выразить свои идеи и эмоции, прежде чем вы выскажетесь сами.

Укрепляйте чувство безопасности

Важно донести до детей мысль о том, что взрослые вокруг них делают все возможное, чтобы их окружение — школа, дом и район — было безопасным. Напомните, что вы рядом и отвечаете за их безопасность, комфорт и поддержку.

Поделитесь информацией о возможности получения психологической помощи — например, у школьного психолога, если это возможно, или через дистанционные формы оказания психологической помощи. Например, по телефону доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.

Задавайте образец поведения

Обращайте внимание на себя и свою реакцию. Будьте для своих детей образцом того, как справляться с травмирующими событиями. Имейте в виду, что дети могут слышать ваши разговоры. Также поведение детей может измениться из-за вашей реакции на событие.

Проявляйте заботу

Регулярно общайтесь с детьми, наблюдая за тем, как они справляются со своими переживаниями. Однократно поинтересоваться мыслями и чувствами ребенка о ситуации скулшутинга может быть недостаточно: спустя какое-то время он может переосмыслить события, что приведет его к новым выводам и новому отношению к ситуации.

Ограничьте доступ к новостям

Родители также должны следить за тем, насколько много информации о травмирующих событиях получает ребенок. Исследования показали, что некоторые маленькие дети могут верить, что события повторяются каждый раз, когда они видят телевизионный повтор записи новостей.

Обращайтесь за содействием

Родители, учителя и школьная администрация также должны общаться друг с другом не только о том, как обезопасить детей, но и о том, каким детям может потребоваться дополнительное внимание: беседа с классным руководителем или консультация педагога-психолога. Обратитесь к психологу сами, если считаете, что его консультация поможет в вашей ситуации.

Правила первой помощи ребенку и себе

Если свидетелями насилия стали и вы, и ребенок, в первую очередь постарайтесь стабилизировать собственное эмоциональное состояние. Вот какие рекомендации дают эксперты ЮНИСЕФ.

1. Снять напряжение можно, если делать специальные упражнения. Вот одно из них: поочередно напрягайте до предела и расслабляйте все группы мышц, при этом старайтесь ощутить тепло во время расслабления. Если в теле появляется дрожь, не пытайтесь ее унять. Наоборот, усильте ее — потрясите руками и ногами, будто стряхивая с них воду. Через несколько минут вы почувствуете себя более расслабленно и спокойно.

2. Если есть возможность, выпейте воды и примите удобную устойчивую позу: сядьте, обопритесь о спинку стула, поставьте ноги на землю всей стопой. Быстро успокоиться можно и с помощью дыхательных техник. Глубоко вдыхайте воздух через нос, задействовав диафрагму (так называемое «дыхание животом»), и медленно выдыхайте через рот. Время выдоха должно быть примерно в два раза длиннее времени вдоха.

3. Возможно, вам необходимо с кем-то поделиться своими чувствами. В таком случае проследите, чтобы ребенок случайно не услышал о ваших страхах и переживаниях, когда вы рассказываете о них другим людям.

4. Сразу после того, как вы успокоились сами, отведите ребенка в безопасное место и успокойте.

5. Поддерживайте телесный контакт с ребенком — обнимите, посадите к себе на колени. Заверьте его, что вы и другие взрослые его не оставите и защитите, что опасность миновала и ничего плохого с ним не случится. Не уставайте объяснять, что все закончилось, что сейчас опасности нет. Убедитесь, что ребенок вас слышит и понимает.

6. Признайте чувства ребенка, дайте ему возможность выражать их любым способом — плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать. Объясните, что когда случаются страшные вещи, люди сильно переживают, и это совершенно нормально. Любой человек может впасть в ярость, грусть или отчаяние. Нужно немного подождать, пока станет легче.

7. Снизить уровень тревоги и стабилизировать состояние ребенка поможет ясная информация о происходящем, выраженная в понятной для него форме. После каждой фразы наблюдайте за его реакцией и терпеливо отвечайте на вопросы, даже если они кажутся глупыми или повторяются по многу раз. Избегайте деталей, которые могут напугать.

8. Делайте акцент на общей сплоченности и силе. Скажите, что произошедшее ужасно и что вы и другие взрослые все сделаете для того, чтобы такое не повторилось и люди жили в более безопасном мире. Например: «Много взрослых сейчас вместе делают все для нашей безопасности и готовы нас защитить».

Возврат к нормальной жизни будет постепенным

Если ребенок отражает травматичное событие, свидетелем которого он стал, в играх или рисунках, попробуйте включить в них позитивные элементы. Это может быть, например, появление супергероя, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности.

Сделайте акцент на том, что вы справились с ситуацией, что ребенок сильный и смелый, как супергерой, что теперь вы в безопасности. Предложите нарисовать еще один рисунок — победы добра над злом.

Если ему снятся кошмары, объясняйте разницу между сном и явью, скажите, что такое иногда случается после тяжелого события, но потом пройдет. После сна наступает новый день, где нет опасности.

Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал ребенка, когда он боится, плачет или у него появляются регрессивные явления: недержание мочи, желание посидеть с вами в обнимку. Скорее всего, это временно и скоро сойдет на нет.

В первые недели после травмы старайтесь избавить ребенка от контакта с вещами, которые могут вызвать неприятные воспоминания. В то же время старайтесь, чтобы в жизни ребенка было больше позитивного общения с друзьями и близкими.


Источник