Разрушаем стереотипы о жизни учителя-мужчины в начальной школе

Мужчина-учитель в начальной школе — скорее исключение, чем правило. В России доля таких педагогов — всего один процент. При этом мужчинам, решившимся прийти в «началку» удается стать «вторым папой» для своих учеников. О том, как живется учителю сильного пола в начальной школе, Педсовету рассказал блогер и педагог начальных классов ГБОУ «Школа №1811» Кирилл Арефьев.

Почему учителя-мужчины зря боятся «началки»

Кирилл Арефьев считает, что мужчины редко идут работать в началку из-за низкой зарплаты и стереотипного мышления — боятся, что мало заработают, да еще и столкнутся с предубеждением со стороны коллег и других родителей. При этом за последние годы ситуация в школах изменилась и учителям-мужчинам работать комфортнее, чем раньше.

Зарплаты растут. Ситуация с доходом не везде одинаковая — в Москве и других крупных городах, в отличие от регионов, зарплата у учителей достойная. На вакансии педагогов большой спрос, по несколько человек на место.

Коллеги воспринимают мужчин спокойно и без удивления. Мужчины-педагоги боятся косых взглядов, перешептываний за спиной, открытой агрессии — ведь профессия учителя традиционно считается женской. Но в реальности все иначе:

«За девять лет работы учителем начальных классов в разных школах единственное, с чем мне пришлось столкнуться, — это удивление по отношению ко мне».

Мужчин ценят за объективный подход у ученику. Педагог-мужчина грамотнее балансирует между внимательным отношением к ребенку и требовательностью. У него лучше получается не переходить грань, которую зачастую не замечают женщины, когда превращаются для ученика во вторую маму.

Ученики видят в мужчинах-педагогах фигуру отца. Дети вольно или невольно ассоциируют педагога-мужчину со своим отцом, с которым «не забалуешь». Это позволяет сохранять на уроках дисциплину: школьники слушают внимательнее, не отвлекаются, ответственно готовят домашние задания.

Также на педагогов-мужчин положительно реагируют мамы, которые воспитывают ребенка в одиночку. В педагоге они видят то самое мужское внимание, которое необходимо каждому ребенку, особенно мальчику.

Как мужчине-учителю живется в начальной школе

Отношения с коллегами

Мнение о том, что учителя-мужчину не принимают в коллективе, — всего лишь стереотип. Ему, как и любому новичку, нужно время на адаптацию. Многое зависит и от коллег: кто-то быстро идет на контакт, а кто-то даже спустя годы будет держаться в стороне.

«Когда я устраивался в школу, в ней уже работало двое учителей-мужчин начальных классов, поэтому проблем с адаптацией не возникло». 

Мужчина в школе — это «редкий экземпляр», женщины-учителя ценят таких коллег и всячески создают атмосферу поддержки и участия. Мужчины разбавляют женский коллектив, в них видят необходимую поддержку:

«Мужчина всегда может помочь женщине с тем, с чем ей тяжело справиться самостоятельно: поднять что-то тяжелое, поменять кулер, повесить шторы». 

Взаимопонимание с родителями

Родителям важен не пол педагога, а его профессиональные качества. Если учитель вовремя информирует родителей, рассказывает им об успехах детей, то родители включаются в совместную работу.

Кирилл Арефьев смог достучаться до семей через родительские собрания, оперативную обратную связь и совместные мероприятия.

Родительские собрания.
Родители ценят, когда педагог — это не просто учитель, но еще и личность с собственными взглядами, принципами. На родительских собраниях как раз можно больше рассказать о своих личностных качествах, принципах работы.

Для проведения собраний в онлайн-формате можно воспользоваться сервисом «Виртуальный класс» от Учи.ру.

Обратная связь.
Чем больше педагог рассказывает родителям о детях и их результатах, тем лучше — родители видят, что учителю не все равно. Проще всего давать обратную связь на собраниях,  в личном общении и родительских чатах.

«Родители очень любят, когда учитель индивидуально подходит к каждому ребенку, помогает решить проблему, дает советы по улучшению навыков детей». 

Совместные мероприятия.
Сблизиться с родителями также помогают совместные праздники, открытые уроки, поездки. Привлекая родителей в жизнь класса, учитель делает их участниками образовательного процесса и получает возможность не просто рассказать о своих профессиональных навыках, но и подтвердить их на практике.

«В моей практике был лишь один случай, когда родители отказались отдавать ребенка ко мне в класс. Ни они, ни ребенок не успели еще со мной познакомиться, но решили, что педагог-мужчина не должен учить их ребенка». 

Любовь учеников

От того, как учитель выстраивает отношения с детьми, зависит многое: будут ли они слушаться, выполнять домашние задания, с удовольствием ходить на уроки. Кирилл Арефьев делится своими принципами, которые лежат для него в основе построения доверительных взаимоотношений с детьми:

  • Быть «на одной волне». Нужно чувствовать детей, знать их интересы и увлечения. Большой ошибкой многих взрослых учителей является то, что они не пытаются понять школьников, узнать, что интересует современных детей. Так и возникает вечный конфликт отцов и детей.

«Мой принцип в работе — стараться идти в ногу со временем. Если дети знают и слушают Моргенштерна, значит, учитель тоже должен знать, кто это такой».

  • Стать ученику другом. Учитель — это наставник, готовый выслушать, дать совет, помочь. Многие учителя забывают об этом, не дают ребенку ничего, кроме знаний. Педагогу важно показать, что к нему можно подходить не только по учебным вопросам. Однако нельзя допускать панибратства и терять авторитет в глазах учеников: нужно не просто выслушать, а дать совет, поделиться мнением, при необходимости даже побеседовать с родителями.

«Я действительно горжусь тем, что у меня с детьми есть такая связь. Мои самые первые ученики уже в десятом классе, мы периодически встречаемся, и они все так же обращаются ко мне за советом». 

  • Заинтересовать. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Увлечь школьника можно с помощью групповой работы, раздаточных материалов, интерактивных упражнений. Например, сервис «Мои задания» от образовательной платформы Учи.ру поможет детям в игровом формате усвоить новый материал или закрепить уже пройденное.

Как учителю-мужчине не заскучать в «началке»

Образ мужчины традиционно связан с большими амбициями и масштабными планами на жизнь. Может показаться, что работа в начальной школе не позволяет реализовать весь потенциал. Наш эксперт делится опытом, как ему удается постоянно развиваться и не выгорать:

  • Постоянно развиваться. Рутинная работа из года в год по методичке быстро приведет к потере интереса. Вдохновить учителя на работу может знакомство с новыми методиками преподавания, прохождение курсов повышения квалификации. Это внесет разнообразия в уроки: не заскучает ни педагог, ни ученики.

Предлагаем пройти один из бесплатных курсов повышения квалификации от образовательной платформы Учи.ру. Вы можете изучить основы проектной деятельности или геймификации уроков. При успешном прохождении вы получите удостоверение о повышении квалификации.

  • Пробовать новое. Не стоит думать, что школа «запирает» учителя в классе на всю жизнь. Для реализации своего потенциала можно начать участвовать в педагогических конкурсах, не бояться пробовать продвигаться по карьерной лестнице.

«Пять лет назад я участвовал в конкурсе «Педагогический дебют», это придало мне уверенности в себе, помогло понять, что учительство — это мое. В ближайшем будущем я вижу себя завучем начальной школы»

  • Выстраивать границы. У педагогов часто размывается граница между работой и личной жизнью: проверка контрольных до поздней ночи, общение в родительском чате во внерабочее время. Чтобы этого избежать, уже на первом собрании нужно вежливо объяснить родителям, что учитель — это не круглосуточная работа.

«Я никогда не беру домой никакую школьную работу: ни отчеты, ни тетради учеников. Все мысли о школе остаются в ней». 

  • Выделять время на себя. У любого человека, помимо работы, должно быть любимое дело, увлечение. Это может быть все, что доставляет удовольствие: путешествия, походы в кино, встречи с близкими.

Источник