Раннее развитие: как заниматься, чтобы не навредить ребенку

Сегодня раннее развитие чрезвычайно популярно — в каждом городе появляется все больше центров для дошкольного образования, и семьи охотно отдают в них своих малышей. Какие подходы родителей и педагогов вредят ребенку? Стоит ли «накачивать» детей программой младшей школы? Чем рискует «развитый» ребенок при переходе в обычную школу? Об этом рассказывает Александр Могилев, доктор педагогических наук и директор Монтессори-школы «Алиса» в Воронеже.

Две ошибки раннего развития

Английский, музыка, чтение, шахматы, кружки программирования — никогда еще дошкольники не учились так интенсивно, как сегодня. В социальных сетях полно роликов, на которых 2-летние дети рассказывают стихи и бодро, как заправские палеонтологи, перечисляют названия доисторических ящеров. Книги из разряда «После трех уже поздно» Масару Ибуки и установка, что «чем раньше, тем лучше» вызывают страх упустить лучшее время для обучения, и родители начинают водить малышей на кружки, как на работу.

Однако прежде чем записывать малыша на пятый кружок, стоит внимательно изучить предлагаемую программу и взвесить все риски. Есть две самые распространенные ошибки раннего обучения, которые могут навредить в будущем.

Разорванная связь обучения с действительностью

Это первая и самая частая проблема неправильного раннего образования.

Упор на зубрежку формул, данных и фактов дает только знание без понимания, а без понимания невозможно применение. Ребенок может знать множество вещей, иметь широкий кругозор, но не понимать, что это такое и как эти знания можно применить в реальности.

Например, он может легко посчитать по формуле площадь прямоугольника, но приходит в недоумение, если в условии задачи поменять эту геометрическую фигуру на ковер. Дело в том, что для решения этой задачи нужно использовать неформальное знание, что ковер — это тоже прямоугольник и к нему можно применить формулу площади.

Неравномерное развитие интеллекта

Вторая ошибка — развивать только один вид интеллекта, забывая о других. Кроме логико-математического и вербально-лингвистического, на которых, как правило, концентрируется школьный учебный процесс, есть не менее важные для успешной и счастливой жизни в обществе интеллекты: моторно-двигательный, эмоциональный, социальный и духовный.

В детях нужно развивать эмоциональный интеллект, чтобы они могли сопереживать другим, понимать прекрасное и отличать его от уродливого. Социальный интеллект помогает ориентироваться в потребностях социальной группы, быстро анализировать текущую ситуацию в коллективе и понимать его правила.

Духовный (внутриличностный) интеллект отвечает за улавливание смыслов и ценностей. И, наконец, моторно-двигательный интеллект определяет способность человека управлять своим телом, в первую очередь, руками.

Все интеллекты находятся во взаимосвязи, поэтому их нельзя развивать по отдельности.

Как правильно развивать дошкольника

Правильное раннее развитие научно обосновано и природосообразно, ориентировано на удовлетворение потребностей конкретного возраста.

Так, малышам в первую очередь следует заниматься развитием сенсорной системы, моторно-двигательного интеллекта. Многие века и тысячелетия человек жил близко к природе: взрослые передвигались исключительно пешком, много работали руками, дети собирали ягоды и грибы, учились запоминать дорогу назад, чтобы не потеряться. Таким образом ребенок с самого детства напитывал сенсорную систему сигналами окружающей среды, учился ориентироваться в пространстве, активно задействовал свои зрение, слух, обоняние, держал в голове целую коллекцию тактильных ощущений.

Современным детям особенно не хватает сенсорной нагрузки, движения — они живут в квартирах, отдалены от природы и не занимаются физической работой. Поэтому, когда родители начинают развивать ментальную сферу ребенка вперед чувственной, его речь провисает в воздухе, утрачивает смысл для ребенка, так как под ней нет сенсорной базы.

Если вместо контакта с реальной действительностью ребенок получает знания, связанные со словами, знаками, рисунками, символами, ему, например, становится безразличным описание пейзажей природы, потому что он не может их вообразить.

Риски при переходе в школу

Когда родители ребенка все детство занимаются его всесторонним развитием, а потом отправляют в обычную школу по месту жительства, у младшеклассника часто возникают сложности.

Проблемы с адаптацией в коллективе

Нередко среди малышей в начальных классах действуют первобытные инстинкты, связанные с социальной стратификацией. Попадая в новую среду, участники группы стараются выяснить, кто из них физически сильнее. А кто сильнее — тот и главнее.

Эмоционально развитый ребенок в этой ситуации оказывается в невыгодном положении: не желая участвовать в драках и насилии, он зачастую сам становится жертвой буллинга.

Поэтому ребенка, воспитанного в парадигме раннего развития, желательно:

  • отправлять в школу с тщательно подобранным составом, где родители тоже активно занимались детьми;
  • отправлять в школу, где поведение детей жестко контролируется, чтобы пресечь любые возможности насилия;
  • оставлять на семейном обучении, однако здесь возникает риск недостаточной социализации.

Потеря мотивации

Если дошкольные кружки дублировали программу начальной школы, ребенок может потерять мотивацию к обучению. Все задания даются ему с легкостью, он скучает на уроках и начинает жить от звонка до звонка.

В таком случае задача родителей — найти применение уже изученным темам, чтобы приблизить их к жизни. Читайте истории о возникновении математики и алфавита, поразмышляйте вместе, каким был бы мир без цифр и букв. Так вы поможете ребенку сохранить интерес к получению знаний и углубить их. Если родители подключаются творчески, муниципальная школа магическим образом преобразовывается и теряет те мрачные казенные черты, которые отличают ее от частных заведений.

Собственное расширение кругозора и самообразование для родителей не менее важно, чем развитие детей. Следует читать литературу о современной педагогике, интересоваться психологией детей и их воспитанием. Никакая школа и недружественный коллектив не могут стать приговором, если вы умеете слушать своего ребенка и понимаете его.


Источник