Прием в педвузы: 22 балла ЕГЭ будущего учителя новой формации
Хорошо известна точка зрения министра просвещения Сергея Кравцова на состояние дел с подготовкой будущих педагогов: подведомственные министерству педагогические вузы готовят учителей новой формации, обладающих инновационным мышлением и владеющих современными образовательными технологиями, а качество приема в педагогические университеты неуклонно растет, подтверждая тем самым повышение востребованности и престижа профессии учителя. К сожалению, итоги прошлогодней приемной кампании и беглый взгляд на документы приемных комиссий этого года позволяют утверждать, что министр пребывает в уютном мире вымышленных представлений.
Инновационный набор предметов
При поступлении в классический университет на физфак, биофак или факультет иностранных языков выпускник школы обязан сдать ЕГЭ по физике, биологии или иностранному языку соответственно. Ничего удивительного, не правда ли? Только в педвузах эта логика не работает. При поступлении на направление 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» абитуриент обязан предъявить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, а третий ЕГЭ может выбрать из предлагаемого вузом перечня.
Хочешь поступить в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, чтобы стать учителем географии и иностранного языка? Можешь не сдавать ни географию, ни иностранный язык – достаточно профильной математики. Точнее так: можешь сдать и географию, и иностранный, и математику, но затем выбрать лучший результат. Как вы считаете, почему выпускника школы, провалившего ЕГЭ по иностранному языку и географии, но показавшего хороший результат по математике следует считать подходящим кандидатом на роль будущего учителя английского и географии?
Чтобы поступить в Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова на профиль «Русский язык и Литература», к обязательным русскому языку и обществознанию можно присовокупить ЕГЭ по истории, а литературу вообще не сдавать; при поступлении на профиль «Математика и Физика» можно не сдавать физику, а предъявить результат ЕГЭ по информатике и ИКТ.
В Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина, расположенном в Бийске, при поступлении на профиль «Русский язык и Литература» нужно выбрать ЕГЭ либо по математике, либо по иностранному языку. Получается, если в Ульяновске будущий учитель литературы все же выбирает между ЕГЭ по истории и литературе, то в Бийске при поступлении на этот профиль сдавать ЕГЭ по литературе вообще не имеет смысла.
Подобные примеры, противоречащие логике и здравому смыслу, можно найти в каждом из 33 педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения. Может быть, говоря о педагогах новой формации, обладающих инновационным мышлением, министр просвещения именно это и имеет в виду: будущему учителю иностранного языка не нужно при поступлении в вуз подтверждать даже минимальный уровень владения языком, а будущим учителям физики, географии или литературы – уровень освоения этих предметов в школе?
22 балла ЕГЭ будущего учителя
Предлагаю расшифровать один из любимейших тезисов министра просвещения Сергея Кравцова – «качество приема в педвузы повышается». Может быть, министр имеет в виду, что выпускники школ с низкими баллами ЕГЭ теперь не могут поступить в педвузы?
Вот, скажем, при поступлении в Высшую школу экономики (ВШЭ) на направление «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» необходимо набрать как минимум 70 баллов на ЕГЭ по иностранному языку, иначе документы просто не примут. Даже на платное обучение. А как с этим обстоят дела в педвузах?
Для поступления в некоторые педагогические университеты будущий учитель иностранного языка новой формации может вообще не сдавать ЕГЭ по этому предмету, в некоторых порог составляет 40 баллов, а в уже упоминавшемся Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина достаточно набрать 22 балла:
Иностранный язык (Английский) и Иностранный язык (по выбору: Китайский/Немецкий) |
1. Русский язык | 100 | 40 |
2. Обществознание | 100 | 44 | |
3.1. Иностранный язык | 100 | 22 | |
3.2. Математика | 100 | 39 |
Минимальные баллы ЕГЭ для абитуриента, поступающего на «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили – английский и китайский/немецкий языки
В официальных документах Минпросвещения мы читаем красивые слова о «единой образовательной среде и целостном пространстве» в педагогических вузах страны, а на деле видим большой разброс в подходах к набору будущих учителей.
Кто-то резонно заметит, что это всего лишь минимальные баллы, а для поступления – особенно на бюджет – нужны совершенно другие результаты. Действительно, в 2020 году для поступления, например, в Московский педагогический государственный университет (МПГУ) на «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «Русский язык и Литература» требовалось набрать 255 баллов за три ЕГЭ и индивидуальные достижения, но в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина более чем скромные 126 баллов гарантировали поступление на это направление и профили.
И о каком росте качества приема твердит министр просвещения? Судя по всему, опять о любимом среднем балле, который, как и пресловутая средняя температура по больнице, не показывает ровным счетом ничего. В столичных и некоторых крупных городах качество набора в педвузы можно считать неплохим, хотя и там оно сильно уступает классическим университетам, но все прекрасно понимают, что выпускники столичных педвузов не поедут в Алтайский край, а там будущий учитель иностранного языка набирает 22 балла на ЕГЭ или вообще не сдает этот предмет. И как он будет учить?
В этом году выпускникам школ, поступающим в вузы, для получения аттестата необходимо сдать только один обязательный ЕГЭ – по русскому языку, поэтому не исключено, что будущему учителю двух иностранных языков для поступления на бюджет в Бийске может хватить даже 106 баллов: 40 по русскому и 22 по иностранному языкам, 44 по обществознанию.
Рост неравенства
Острейшая проблема России – неравенство – проявляется и здесь. Если в Москве и Санкт-Петербурге многие молодые учителя иностранного языка поступали в педвузы с солидными баллами ЕГЭ и имеют международные сертификаты, подтверждающие высокий уровень владения языком, то в регионах, как вы могли убедиться, картина совершенно иная. Если в столицах, особенно в профильных школах, математику и физику зачастую преподают выпускники МГУ имени М. В. Ломоносова, Московского физико-технического университета (МФТИ) и ВШЭ, то в регионах – бывшие школьные троечники, поступившие на профили «Математика и Информатика» или «Математика и Физика» с результатами 130-140 баллов за три ЕГЭ.
И это еще не самое страшное: даже таких учителей не хватает. Часто получаю сообщения от родителей из регионов: у нас в школе уже год нет учителя английского языка / физики / химии.
Как следствие – расширяющаяся и углубляющаяся пропасть: 70% дипломов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по физике приходится на долю учеников из образовательных организаций Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области; одна столичная школа по количеству завоеванных дипломов опережает на ВсОШ 81 российский регион; Москва уверенно обосновалась среди лидеров в мировых рейтингах по результатам международных сопоставительных исследований, в то время как средние общероссийские баллы в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) обеспечивают нашей стране места лишь в конце третьего – начале четвертого десятка.
Судя по изменениям, происходящим в Минпросвещения, там сейчас озабочены не столько обеспечением возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, хотя именно такие задачи и результаты декларируются в нацпроекте «Образование», сколько усилением роли военно-патриотического воспитания и увеличением доли детей, занимающихся добровольческой деятельностью.
Если послушать такого выдающегося эксперта в области школьного образования, как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, то можно узнать, что Россия в школьном образовании «впереди планеты всей». Не стоит сомневаться, что скоро и Сергей Кравцов в очередной раз сообщит нам, как расцвело и похорошело российское школьное образование при его мудром руководстве, а низкие зарплаты, нехватку педагогов в регионах и 22 балла ЕГЭ будущего учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, можно не замечать. В уютном мире министра просвещения таким фактам просто нет места.