Практики неформального образования в педагогике и воспитании
В современном мире технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде. Все это входит в понятие «гибких навыков», которые, в большинстве своем, развиваются за счет практик неформального образования. О том, как успешно внедрять их в области педагогики и воспитания, поговорили участники экспертной дискуссии для замдиректоров по воспитательной работе учреждений среднего профессионального образования России в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Принципы неформального образования и его отличия от формального
– Формальное образование зачастую представляется основательным и бюрократизированным, необходимым для формирования базовой системы ценностей; оно предполагает регулярный график и получение итогового документа по завершении обучения, – рассказывает Ксения Назаренко, модератор экспертной дискуссии. В сравнении с формальным образованием, к неформальному порой принято относятся со скепсисом, как к своего рода «контркультуре». Чаще всего, оно более краткосрочное, прогрессивное, практико-ориентированное и новаторское, но менее фундаментальное. Одной из целей неформального образования является приобретение конкретных навыков, в особенности, надпрофессиональных (некоей «надстройки» над базисом в виде специальности). Поясню: есть «харды» (hard skills) – «жесткие» профессиональные навыки. Те умения, которым нас обучали в университетах (педагогика, психология, социология, культурология). Но для достижения успеха в почти любой профессии в современной реальности необходимы и «гибкие навыки» (soft-skills): коммуникация, самоорганизация, стрессоустойчивость, критическое мышление, креативность, умение работать с информацией (аккумулировать, обрабатывать, фильтровать, анализировать, делать выводы), работа в команде и так далее. Их можно получить как самостоятельно (то есть заняться самообразованием), так и посещая специально разработанные для этой цели курсы и программы.
Подводя итоги, сформулируем принципы неформального образования:
- добровольность (с обеих сторон): вас не заставляют и не тянут, вы выбираете направление обучения сами;
- безоценочность (вы можете получать обратную связь, но критику или оценки, аналогичные школьным или университетским, вы не получите);
- ориентация на результат (сначала мы актуализируем проблему, потом рефлексируем, как можем решить ее, применить знания из прошлого в настоящем);
- высокая степень самостоятельности учащихся (поскольку чаще обучаются взрослые);
- анализ, рефлексия (по их итогам – выведение теории, концепции, разработка инструментария для дальнейшей деятельности);
- позиция «равный – равному»;
- направленность на практикоориентированный процесс (плюс достижение совместных результатов и обмен опытом);
- безопасная среда (за счет безоценочности и доверия);
- соучастие (совместное участие, взаимная вовлеченность).
Выжить и адаптироваться в быстро меняющемся мире
Когда мы говорим о переменах, следует понимать, что речь идет не только о технологических новинках, но и о пересмотре привычных устоев. Одним из таковых является размывание границы между поколениями, взрослые больше не являются источником абсолютных истин. Еще один важный момент – смещение фокуса с общественного в сторону личного: индивидуальные границы стали для молодых людей очень важны, и они яростно стремятся их защищать. Третье их отличие – стремление к свободе, независимости. Все это необходимо учитывать в педагогических практиках, равно как и то, что нельзя в открытую ставить себя выше подопечных. Молодежь очень ревностно относится к давлению.
Нам, педагогам, зачастую кажется, что мы знаем, что конкретно необходимо школьникам и студентам, и как этого достичь хотя бы потому, что мы сами проходили путь студента и школьника.
Тем не менее, мы часто ошибаемся. Чтобы это происходило реже, необходимо погружение в среду нашей целевой аудитории, изучение актуальных трендов и интеграция их в практики, будь то тренинг, мастер-класс или воркшоп. Все это методы активного обучения, направленные на развитие знаний, умений, навыков, социальных установок или же формы интерактивного обучения, целью которых является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в коммуникации.
Другие области, в которых и студенты, и школьники могут проявить, реализовать себя – это создание сообществ, клубов по интересам. Для педагога очень важно не препятствовать внеурочной деятельности ученика, а научиться связывать ее с формальными образовательными практиками, создавая целостную среду многостороннего развития.
Осознанная компетентность: партнерство важнее конкуренции
Одной из отличительных черт современной реальности, которая воспринимается педагогами с трудом, является постепенное отмирание старых профессий и рост числа новых, необычных и непривычных. Этот процесс сопровождается достаточно жесткой конкуренцией. Всегда находится тот, кто быстрее, сильнее, креативнее и в чем-то лучше нас. Мы начинаем пытаться лихорадочно переучиться, но чисто физически не можем успеть все. Если это происходит в нашей жизни, целесообразно начать смотреть на нее с позиции холизма (от древнегреческого «целый, цельный»; в широком смысле – позиция в философии и науке, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям). Когда мы начинаем смотреть на жизнь с точки зрения холистического подхода, мы замечаем, что для человека равнозначно достижение успеха (баланса, счастья – назовите это на свой вкус) в четырех измерениях: физический мир, эмоциональный мир, ментальный мир и духовный мир (мир глубинных смыслов). Объединение этих пространств рождает холистическое и стабильное переживание удовлетворения жизнью.
Следующий шаг – формирование компетентности: осознанной или неосознанной. В этом процессе важно понимать, что все его этапы цикличны: например, за скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями. Как это ни парадоксально, более высокий уровень далеко не всегда является оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей. Здесь нет «итоговой точки роста»: процесс развивается по спирали.
И, наконец, стоит подчеркнуть важное отличие взрослого от подростка: взрослый не стремится «попробовать все и сразу», он знает, что энергоресурс ограничен, поэтому расходует его рационально. Целевая аудитория у педагогов одна, различны только практики. Для того, чтобы отобрать и впоследствии применить лучшие из них, необходимо регулярно обмениваться опытом на площадках, предназначенных для неформального образования. А это значит, что партнерство в современном мире, в особенности, в образовательной сфере, намного важнее конкуренции.