Почти как у Пушкина! Как рисунки могут помочь на уроках литературы
Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, уроки чтения сменяется уроками литературы. Задания учителей усложняются: школьникам предстоит осваивать объемные произведения, искать и запоминать важные моменты. Существует несложный способ запоминания ключевых отрывков в тексте c помощью создания иллюстраций к нему. Что это такое и как с ним работать? Об этом нам рассказала учитель литературы из Воронежа Оксана Малышева.
Стать соавтором писателя
Поиск нужной выдержки из текста бывает довольно долгим и не очень удобным. Приходится перелопачивать толстенный том и выписывать целые абзацы на «закладки». Библиотечные издания нередко пестрят пометками и выписками, сделанными руками юных читателей. Облегчить поиск, сэкономить время и сохранить книгу от порчи поможет метод иллюстрированных аннотаций. Звучит не совсем понятно, но все гораздо проще, чем кажется.
Перед тем, как приступить к изучению нового произведения, можно обозначить основные элементы сюжета и попросить ребят подготовить карточки с небольшими иллюстрациями к ним. По мере продвижения по сюжетной канве таких карточек будет все больше. Дайте детям свободу и позвольте проявить фантазию: пусть самостоятельно решают, какие моменты изобразить и как именно это сделать. Каждый ребенок без труда перескажет прочитанный текст, если перед глазами будут его же иллюстрации к нему.
Создание рисунков поможет детям синтезировать информацию, они начнут переживать все перипетии сюжета в своем воображении, глубже проникнут в судьбы и отношения героев. И конечно, запомнят самое главное: как можно забыть сюжет книги, если ты сам на время становишься ее иллюстратором, соиздателем!
Единственное, что может смутить школьников – их неуверенность в собственных способностях к рисованию. Особенно если в книге уже есть иллюстрации − ведь, например, не все смогут изобразить зверей так, как это делал Е. Чарушин в иллюстрациях к народным сказкам. Вместо затейливых рисунков дети могут делать для себя схематические изображения при помощи букв, элементарных символов, пиктограмм.
От простого к сложному
Еще один вариант иллюстрированного аннотирования – групповая работа. Предложите ребятам не только создать рисунки к тексту, но и проанализировать аналогичную работу, проделанную другими одноклассниками. Чтобы уравновесить способности, лучше использовать те же пиктограммы или символы. Такой урок не только поможет найти сходства и отличия в понимании материала, но также вдохновит ребят и зарядит созидательной энергией.
Кроме того, учащимся можно давать творческие задания, например, написать не просто сочинение, а с иллюстрациями на полях (почти как у Пушкина). А можно пойти от обратного: дать задание на пересказ сюжета по созданным рисункам, своим или сделанным одноклассниками. Третий тип заданий, самый сложный − «написать» сочинение в формате «рисунок или пиктограмма и комментарии к нему».
Вариантов использования рисунков и создания иллюстраций к текстам художественных произведений на уроках литературы множество. Но главное, что все они побуждают школьников мыслить критически, видеть новые краски и оттенки изучаемых произведений, делать неожиданные открытия и познавать литературу во всей ее многоплановости и многозначности. А уроки литературы становятся куда более увлекательными − дети с большим интересом и удовольствием знакомятся со сложной классикой.