Песочная терапия в домашних условиях

Домашняя песочница может помочь родителям лучше понимать своего ребенка с расстройством аутистического спектра, а ему самому — найти способ самовыражения и наладить коммуникацию с окружающими. Как можно организовать работу с песком дома, рассказывает Оксана Суетина — психолог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики.

Как работает песочная терапия

В отличие от нейротипичных сверстников, дети с расстройством аутистического спектра склонны надолго «застревать» на стадии знакомства с предметным миром. Их привлекают сенсорные свойства предметов: ребенок может отказываться использовать вещь по прямому назначению, но при этом любить ее за какие-то отдельные свойства (тактильные ощущения, цвет или издаваемый звук).

Поэтому песочная терапия — отличный способ самовыражения для детей (и взрослых) с аутизмом. В домашних условиях ее можно применять в рамках игровой терапии (проигрывание сюжетов на песке) и арт-терапии (рисование разноцветным песком, выкладывание узоров на песке).

Если мама, папа или другие близкие ребенку люди будут внимательно наблюдать за его работой в песочнице, то, даже не будучи профессиональными песочными терапевтами, смогут отметить повторяющиеся в игре сюжеты и понять, что его волнует в данный момент.

Помимо того, что работа с песком дает возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, она также способствует:

  • снижению эмоционального и телесного напряжения (в ситуации спокойной игры) или, наоборот, эмоциональному подъему (в случае активных, эмоционально окрашенных игр);
  • развитию тактильной чувствительности и улучшению моторных навыков;
  • проявлению исследовательского интереса;
  • развитию внимания и креативного мышления;
  • улучшению коммуникации и расширению словарного запаса.

Противопоказаний песочной терапии нет, однако работу с песком лучше отложить, если на руках у ребенка есть порезы или царапины.

Организовываем работу с песком дома

На роль домашней песочницы могут подойти:

  • низкий пластиковый тазик синего цвета;
  • низкий, но широкий контейнер для хранения (глубиной 10–15 см и шириной примерно 60×70 см), покрашенный внутри в синий цвет.

Синий цвет лучше выбирать, потому что такая окраска песочницы легко может стать «водой» на дне и «небом» на стенках. Также для домашней песочницы желательно завести крышку — это поможет сохранить песок чистым и не даст ему высыпаться.

Достаточная длина и ширина песочницы дадут простор для детской фантазии и развития сюжета, позволят ребенку создать множество разных персонажей. Высота бортиков в 10–15 см не даст песку разлетаться по сторонам и при этом будет удобной для малыша: ему не нужно будет перегибаться через высокий бортик.

Удобно ставить песочницу на низкий стол, чтобы она была примерно по пояс ребенку. Так ее будет трудно перевернуть, а малыш сможет, играя стоя или сидя на стульчике, видеть всю песочницу и свободно дотягиваться до любой ее части.

Рабочее место можно предварительно застелить скатертью или клеенкой, особенно если малыш только знакомится с песком. Детям не всегда удается играть только над песочницей, и часть песка просыпается на пол, а наличие клеенки или скатерти упростит уборку.

Какие материалы выбрать

Для песочницы подходит мелкий чистый просеянный морской песок. Его можно найти в зоомагазинах под названиями «песок для аквариума» или «песок для шиншилл». Его можно заменить манной, кукурузной, пшеничной или ячневой крупой. Эти крупы достаточно мелкие и сыпучие, поэтому станут отличной заменой песку при его отсутствии, а также в ситуации, когда ребенок пытается его есть.

Также для игр понадобятся миниатюрные игрушки и фигурки (3–10 см): человечки, животные, птицы, насекомые, домики, машинки, деревья. Дополнительное разнообразие в песочную терапию внесут кусочки ткани, ленточки, шнурки, а также природные материалы: шишки, желуди, каштаны, целые орехи и их скорлупа, палочки, колоски.

Еще один аксессуар для песочных игр — лейка с водой. Но если вместо песка вы решили использовать крупу, то с водой лучше не работать. Намоченную крупу сложно просушить, и она быстро портится.

Для домашней песочницы лучше не использовать:

  • слишком мелкие игрушки и игрушки с открепляющимися мелкими деталями: маленький ребенок может пробовать игрушки на вкус и случайно проглотить игрушку или ее элемент;
  • игрушки с шестеренками и шарнирами (машинки, куклы): песок, попавший внутрь таких игрушек, застревает в механизме, и игрушка перестает работать;
  • мягкие игрушки, которые нельзя будет постирать после работы с песком, например, различные «поющие» игрушки на батарейках.

Занятия в домашней песочнице: примерный план

1. Расположите в удобном для ребенка месте песочницу и подготовленные игрушки.

2. Напомните правила работы с песком: «Постарайся играть с песком только в песочнице. Мы не дуем на песок — бережем свои глазки. Мы не едим песок — он для игры».

3. Игры с песком. Это может быть свободная игра ребенка или совместная игра со взрослым. Такая игра может сначала быть очень простой и заключаться в пересыпании песка, в создании из него построек, а может быть сюжетной, с использованием игрушек-персонажей.

4. Обсуждение. Спросите у ребенка, что ему особенно понравилось в игре, попросите рассказать о том, что он построил на песке.

5. Уборка. Заканчивая работу в песочнице, предложите ребенку сфотографировать свою работу. Фотография — это отличный способ сохранить воспоминания о том, что он построил, особенно если малышу трудно разбирать свою работу и возвращать фигурки и другие игрушки на место.

Когда работа завершена, достаньте предметы, которые были в песочнице, и закройте ее крышкой. Если в ходе игры в песок была добавлена вода, оставьте песок просохнуть. По возможности привлекайте ребенка к уборке: попросите малыша «отвести игрушки домой» — в их коробку или на полку, закрыть крышку песочницы.

Примеры игр в домашней песочнице

Игры для знакомства с песком. Если ребенок раньше не играл с этим материалом, такие игры покажут, как с ним работать, и познакомят со свойствами песка.

  • Насыпать песок в различные емкости (чашечки, баночки, мисочки) и пересыпать его из одной емкости в другую.
  • Просеивать песок через сито.
  • Насыпать песок в емкость с узким горлышком через воронку.
  • Высыпать песок из ладошек над песочницей, постепенно поднимая руки выше и выше («водопад»).
  • Построить из песка «самую большую гору».
  • Попробовать сделать куличики из сухого и мокрого песка.

Обучающие игры. Такие игры в песочнице могут быть познавательными и надолго занять ребенка.

1. «Собери ягоды». Взрослый прячет в песке игрушечные ягоды и начинает игру, говоря: «В лес с тобою мы пойдем, там мы ягод наберем». Ребенок опускает руки в песок и ищет спрятанные в песочнице ягоды. Количество ягод, да и сам предмет поиска меняются с каждой игрой. Например, вместо ягод могут быть грибы или цветы. Ребенок не только ищет, но и называет цвет и количество ягод (грибов, цветов), предварительно их посчитав.

2. «Собираем урожай». Взрослый прячет в песке игрушечные морковки и начинает игру, говоря: «В огород с тобой пойдем, там морковки мы нарвем». Ребенок опускает руки в песок и ищет спрятанные в песочнице морковки. Количество морковок меняется с каждой игрой, их также можно заменить на огурцы, капусту или другие овощи. Просите ребенка называть цвет предметов и считать их.

Рисование на песке. Пожалуй, самый увлекательный способ работы с песком — рисование палочкой на нем, выкладывание узоров из камушков, природных материалов, элементов мозаики. Для такой работы подойдут разноцветные камни (например, крупный грунт для декора аквариумов), веточки, желуди и каштаны, элементы конструктора Lego.

Таким образом, работа с песком дает простор для фантазии, она может быть полезной и увлекательной как для детей, так и для взрослых. Одни и те же материалы помогают успокоиться, выразить свое настроение и рассказать о тревогах, повторить цвета и поупражняться в счете, разыграть сказку или придумать свою интересную историю.


Источник