Первый раз в первый класс: как помочь ребенку подготовиться к школе

Готов ли ребенок идти в первый класс? Достаточно ли у него знаний, чтобы успешно адаптироваться к новому этапу своей жизни? Для многих родителей это самые актуальные вопрос в преддверии осени. О том, как помочь ребенку подготовиться к началу первого школьного года, рассказала Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), эксперт ГК «Просвещение».

 

Ложная готовность

Есть распространенные представления о том, насколько ребенок готов к школе, и они транслируются в родительской и педагогической среде из поколения в поколение. Например, считается, что ребенок готов к школе, если он:

  • умеет читать и считать (еще лучше — писать);
  • легко считает до 10 (100, 1000…), решает примеры на сложение и вычитание;
  • прошел половину программы первого класса по окружающему миру и много знает.

Но это отнюдь не гарантирует, что ребенок готов к поступлению в первый класс. Все эти показатели на доказывают только то, что будущий школьник обучен, натренирован и натаскан на выполнение определенных задач. Но это не залог успешности.

Чем опасно натаскивание

Психологи и педагоги предупреждают: натренированность поможет только в самом начале обучения (первая-вторая четверть первого класса) и даже на какое-то время обеспечит ребенку успешность: ведь он уже умеет делает то, что не умеют другие. Но в этом кроется опасность: первокласснику становится скучно, у него быстро пропадает интерес к учебе. Кроме того, разница в способностях детей быстро нивелируется.

Ребенок, который показывал в самом начале неплохой потенциал, быстро сравнивается со своими сверстниками, а иногда и вовсе начинает от них отставать. Обычно во второй половине учебного года, потому что исчезает мотивация к учебе: «я и так знаю, зачем мне еще чему-то учиться, я давным-давно умею такие задачи решать».

Поэтому по-настоящему успешен не натренированный ребенок, а тот, который готов к школе по уровню физического, психического и социального развития.

Знает — не значит готов

Существует четыре вида готовности к школе: знаниевая, физическая, специальная и психологическая. В последнюю входит в том числе интеллектуальная готовность, которую часто путают со знаниевой.

Знаниевая готовность — это наличие необходимой базы знаний и развитый кругозор.

Интеллектуальная готовность — достаточное развитость высших психических процессов ребенка — внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи — и необходимый запас знаний об окружающем мире.

Очень часто достигнув знаниевой готовности, то есть обеспечив достаточный уровень кругозора ребенка, родители и педагоги считают задачу по его подготовке к школе выполненной, забывая, что есть еще готовность интеллектуальная.

Они пересекаются, но не заменяют друг друга, и только в совокупности они помогают ребенку стать успешным.

Чтобы поработать с ребенком над повышением уровня его знаниевой готовности следует читать познавательные книги и энциклопедии. Например, подойдет серия «100 зачем и почему!», в которой рассказывается о времени, хороших манерах и даже об архитектуре.

Еще полезные книги — «Буквотрясение. Удивительное путешествие маленькой девочки по большой стране» Юлии Даниловой, «Путешествие по России» и «Путешествие по миру» — они познакомят ребенка с разными народами, языками и традициями.

Для повышения интеллектуальной готовности подойдет серия тетрадей-тренажеров «К школе готовы!» издательства «БИНОМ Детства». Всего их четыре, и они разделены по рубрикам: логика, память, внимание, речь.

Но не стоит ожидать, что ребенок с первого раза будет справляться с заданиями — это важные способности, которые необходимо развить, и на это уйдет время.

Задача взрослых — подготовиться к тому, что будет трудно, запастись терпением, привыкнуть к систематическому обучению А главное — помогать ребенку не выполнять конкретное задание, а понять способ решения всех аналогичных задач.


Источник