Переход ребенка в новую школу

Как справиться со стрессом

Переход в новую школу — это всегда стресс. Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье психолог рассказывает, как преодолеть волнение и адаптироваться к новым реалиям.

На приеме у психолога сидит К., девочка лет четырнадцати, миловидная, высокая, с большими тревожными глазами. Привела мама, сама вся в волнении, в стрессе. Рассказывает: «Переехали в новый район с этого года, и пришлось детей переводить в новую школу, которая тут под боком. Младшие вроде бы неплохо адаптировались, а вот старшая (кивает на К.) – никак не может. Плачет уже третий месяц, просится в старую школу, оценки упали. Была отличницей, очень активной, всегда участвовала во всяких школьных мероприятиях. Сейчас не узнать: идти в новую школу не хочет, стала болеть, ни с кем не общается. Я поняла, что мы уже сами не справляемся.

Остаемся наедине с девочкой. По диагностике – депрессивное состояние. К.: «Я не вписалась ни в этот класс, ни в эту школу. Одноклассники новые восприняли меня недружелюбно изначально, теперь даже есть девочка, которая соревнуется со мной, соперничает во всем. Учителя записали меня в слабые ученицы, потому что я сразу стала теряться, забывать от стресса то, что учила. Я вся на нервах, когда нахожусь там. Лучше уже я буду ездить через полгорода, но в старую, привычную школу, где мне легко, и все меня знают и любят».

Эта история ставит перед нами сразу много вопросов, которые надо постепенно разрешать.

1. Переход в новую школу чаще всего является стрессом не только для детей, но и для родителей
Особенно для родителей ответственных, зависимых от мнения социума, переживающих за свой статус в глазах общества. Для них успех ребенка приравнивается к своему собственному успеху, либо общему семейному успеху. Поэтому к ребенку гласно или негласно предъявляется много требований, от него ждут, чтобы он соответствовал имиджу «приличной» семьи. В такой ситуации дети ощущают себя между двух огней. И родительские ожидания поджимают, и новая школа неизвестно какие выставит условия. Такой вариант для ребенка вызывает большое психическое напряжение. Получается, что у него нет «отдушины», «островка», где он мог бы расслабиться и быть самим собой, а не оправдывать чьи-то ожидания.

Очень важно, чтобы в период перехода в новую школу родители могли самостоятельно разобраться со своими страхами и волнениями и не переносить их на ребенка, не создавать ему дополнительный источник стресса. Лучше отправлять ребенка в новую школу со словами: «мы тебя любим и примем в любой жизненной ситуации!» Это слова поддержки, а не позволение вести себя, как угодно.

2. Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе
Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один.

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт, которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

3. Роль других взрослых в адаптации ребенка тоже важна
В случае если родитель видит на протяжении долгого времени, что ребенок с трудом адаптируется, переживает, не хочет ходить в школу, необходимо (и уже без согласия ребенка) войти в контакт с классным учителем, со школьным психологом. Кстати, одна из профессиональных задач последнего состоит как раз таки в помощи новым ученикам в адаптации.

Учитель, который видит старания родителя помочь своему ребенку в адаптации, тоже склонен больше помогать этому ребенку. Помимо того, что педагог должен оценить уровень знаний ребенка, понять, какова его образовательная «ниша», всегда важно помнить, что манера общения учителя с новым ребенком, его изначальное отношение к нему быстро «считываются» остальными детьми.

Если мы говорим про начальную школу, то отношение учителя к новому ученику будет критичным для формирования общего отношения к этому ребенку со стороны одноклассников. Ведь учитель в начальной школе – это тот, кто знает все! Кто не ошибается! От которого зависит моя школьная жизнь! Т.е. маленькие дети склонны наделять своего учителя качествами всемогущества (поэтому-то мы так внимательно ищем первого учителя для своего ребенка).

Если это уже не начальная школа, то мнение учителя теряет свою непререкаемость и, тем не менее, остается очень важным для формирования отношений с новым ребенком, для его психологического самочувствия в классе. Когда есть взрослый, который тебя хоть немного понимает и поддерживает, уже проще вливаться в новый поток.

4. Всегда ли это стресс и для всех ли он одинаков?
Как мы увидели из истории с К., не все дети переживают поступление в новую школу как дистресс (негативный стресс). Для кого-то это просто интересное либо нейтральное изменение в жизни. Детская психика, по сравнению со взрослой, более гибкая и мобильная. В основном дети быстрее и легче привыкают к новым коллективам и другим переменам в жизни, чем взрослые.

От чего зависит неодинаковое привыкание? Конечно:
* от характера ребенка,
* от состояния его здоровья,
* от общей семейной атмосферы, в которой он живет.

Легче дастся адаптация дружелюбному, любящему новые знакомства, здоровому ребенку, живущему в полной и мирной семье. Труднее произойдет адаптация у замкнутого, застенчивого, трудно привыкающего к новому, ослабленного ребенка, у которого дома проблемы между мамой и папой.

В целом, в большей поддержке нуждаются дети-интроверты, которые закрыты и редко выражают чувства. Это дети, которые не ищут поддержки у людей, и поэтому им труднее дается нахождение в социуме. Легче адаптироваться в новом месте ребенку, у которого здесь есть хотя бы один знакомый человек. К примеру, перешли в новую школу вместе с другом или тут уже учится знакомый ребенок, который может быть эмоциональной опорой на первое время.

В случае с 14-летней К., однако, казалось, все нужные факторы совпали: девочка активная и общительная, здоровье нормальное, семья благополучная. Почему же возникла дезадаптация?

Качество прохождения адаптации в новой школе зависит не только от новенького, но, как уже говорилось, от тех, кто встречает его. В описываемом случае классный учитель и учителя-предметники даже минимально не поддержали девочку, не дали ей освоиться на новом месте, сразу выдвинули серьезные требования. Детский коллектив также отнесся недружелюбно, как истолковала для себя девочка (на самом деле, подростки хотят общения, но часто стесняются и внешне могут выглядеть замкнутыми).

С точки зрения кому проще адаптироваться в новой школе – малышу или подростку, однозначно ответить сложно. С одной стороны, у ребенка в начальной школе нет тех сложностей, что есть у подростка: зависимость от мнения сверстников, неуверенность в своей привлекательности (которые, несомненно, усложняют адаптацию). С другой стороны, подросток менее зависим от мнения и отношения классного учителя (с которым могут не сложиться отношения, а переключиться не на кого) и, в целом, более самостоятелен (малыш может напрягаться по поводу того, что заблудится по дороге в школу или потеряется внутри ее).

Как мы понимаем, школу меняют при наличии серьезных причин: переезд либо недовольство посещаемой школой. Вторая причина включает в себя слабый образовательный уровень, сомнительный контингент детей, текучку педагогических кадров, вторую смену, неудобную для детей.

Конечно, переходить в новую школу лучше в начале учебного года, это все-таки ставит всех детей в относительно равные условия. Переход в середине учебного года более сложен по адаптации как в образовательном, так и в социальном планах, и должен происходить при чрезвычайных условиях.

Если родители окончательно решили переводить ребенка в новую школу, это должно означать, что они достаточно продумали целесообразность этого решения. Чтобы не променять шило на мыло, до перевода родители должны навести справки про школу, куда они собираются перейти. И не только у родителей детей, которые там учатся, но и сами должны прийти и поговорить с директором, учителями.

Серьезно поразмыслить надо будет, если ребенок учится в последних классах – есть ли смысл в переводе, возможно, большому ребенку будет проще ездить дальше, но дойти до конца в привычной среде и не изменить свой средний балл?
 
О чем еще надо знать, переводя ребенка учиться в новую школу?

  1. В этот период лучше воздержаться от других нововведений в жизни. Пусть лучше ребенок все усилия направит на адаптацию в одном новом месте, чем будет напрягаться по многим фронтам. Что-то должно остаться знакомым, понятным и незыблемым. Тогда адаптация проходит быстрее.
  2. Очень неплохо в августе перед началом учебы немного освежить в памяти пройденный материал за предыдущий год. Мы знаем, что сентябрь – это время повторения пройденного. И если новый ребенок сразу себя зарекомендует как знающий, уверенный, то это и ему спокойнее, и хорошая репутация в глазах учителя и класса.
  3. Первые месяцы после поступления в новую школу родителям стоит быть внимательными к настроению и состоянию ребенка. Не стоит пускать на самотек такое важное изменение в жизни ребенка, забывать, что в его жизни происходит серьезная перемена. Держите пока руку на пульсе и лишний раз приглядитесь к ребенку и спросите его, как идут дела.
  4. Неправильным поведением родителей будет игнорирование такого изменения в жизни – «ничего, сам справится». Либо слишком нервное включение, когда родитель волнуется больше ребенка, пытается «купить» расположение учителя и одноклассников неуместными подарками; лучше всего спокойное, но внимательное отношение к ребенку, посильное включение там, где он переживает.

Чего можно ожидать от ребенка, только что перешедшего в новую школу?

Ухудшение учебы и потеря интереса к ней, повысившаяся тревога, жалобы на непонятного происхождения боли, ухудшение поведения дома и в школе, снижение самооценки – все это временные признаки ослабевшего человека, столкнувшегося в своей жизни с новыми испытаниями! Главное, помнить, что они временные! И при поддержке родителей по истечении времени должны сходить на нет.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все-таки осталась в новой школе благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощи психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии владения с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

Екатерина Шевелева, психолог