Педагоги рассказали о плюсах и минусах частных школ
Участники круглого стола были едины в том, что образование — это воспитание, это приоритет по отношению к обучению и развитию.
В чем заключается основное отличие учебного процесса в частных школах от государственных?
Ирина Санникова: Существенная разница в том, что здесь обучение и общение с ребенком не поставлены на поток. Но я бы не стала противопоставлять частные школы государственным. Мы существуем в одном образовательном поле и должны быть не конкурентами, а коллегами. Надо понимать, что частная школа — прежде всего альтернатива для родителей, которые не готовы мириться с какими-то минусами в государственных школах. Но это не уменьшает их важности и значимости и не говорит о том, что там только минусы. В каждой форме образования есть положительные и отрицательные стороны.
На мой взгляд, частные школы хороши тем, что, как правило, в регионах они малокомплектные. И это дает педагогам возможность подходить к каждому ребенку индивидуально, создавать комфортную обстановку, чтобы ученик чувствовал себя как дома, в безопасной среде. Тогда он сможет раскрыться. Когда задаешь ребенку вопросы: «Как дела?», «Как настроение?» — у него загораются глаза. То есть учителя воспринимают его не только как объект для реализации образовательной программы, но и как личность со своими интересами и мнением. Это очень важно.
В государственных школах у педагогов нет физической возможности подходить персонально к каждому ребенку — не потому, что они не хотят, а просто потому, что не хватает человеческих ресурсов.
Наталья Власова: Если мы говорим, что школа — это как институция, как способ формирования личности и воспитательный компонент, то частные школы здесь уступают государственным. Если речь идет о том, что школа — это место, где дети получают знания, если знания ставим в фарватере образования, то в данном случае частные школы имеют большое преимущество. И в зависимости от того, какую цель ставит частная школа, можно говорить о преимуществах и недостатках. Практически у каждой из них есть какая-то своя концепция, та идея, с которой выступают ее основатели. Но индивидуальный план образования проще выстроить в частной школе.
Все российские школы, в том числе и частные, работают в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Как они совмещаются с индивидуальными планами учеников?
Ирина Санникова: Во ФГОС подробно прописано о персональном, индивидуальном подходе к ребенку, так что ничего нового мы не внедряем и не выдумываем. Реализуем ФГОС так, как они должны работать. Наши воспитанники вместе с учениками из государственных школ участвуют в региональных и всероссийских олимпиадах, конференциях. Недавно подали заявку на конкурс, который проводит Горчаковский лицей МГИМО. Там ребята представят свои проекты. Идет постоянное взаимодействие, частные и государственные школы должны жить в сообществе.
Наталья Власова: Мы обучаем детей одним и тем же предметам, по одним и тем же учебникам, практически по одним и тем же программам. Но индивидуализацию процесса обучения легче обеспечить в частной школе, где есть возможность подойти к каждому, исходя из его собственных потребностей. А здесь нередко сталкиваемся с тем, что ребенок любит один предмет, но не любит другой, и в данном случае надо очень мягко поддерживать баланс. Наша задача, чтобы ученики в девятом классе знали материал к ОГЭ по всем предметам, чтобы в десятом они осознанно подошли к выбору специализации. Многие не могут сделать его самостоятельно. Но в седьмом классе надо дать максимальный выбор ребенку — он должен нести ответственность за него. Если у тебя двойка по какому-то предмету, то это твоя оценка и твоя ответственность ее исправить. Седьмой класс — ключевой, так как в восьмом начинается специализация.
Александр Могилев: Мы много говорим о знаниях и о так называемых компетенциях. Одна из важнейших компетенций — это способность нести ответственность за какой-то участок работы, решение задачи. Сегодня большая часть нашего молодого поколения -люди, неспособные нести какую-либо ответственность в принципе. Они настроены на то, чтобы жить и развлекаться, становиться знаменитыми блогерами.
В любом словаре образование — это воспитание, это приоритет по отношению к обучению и развитию. В нашем обществе есть стремление к воспитанию, есть запрос в этом направлении, который может быть реализован в частном образовании в настоящее время. Параллельно с государственным образованием надо строить современные новые модели образования, которые устремлены в будущее.
Как местная власть взаимодействует с частными школами?
Оксана Кузнецова: Наша власть принимает любые формы образования, в том числе частное, как альтернативную форму. В Воронеже 11 частных школ. Это те, которые имеют лицензию. Но некоторые из них не хотят аккредитовывать свои программы. А ведь именно аккредитация образовательных программ — это соответствие содержанию ФГОС. При получении аккредитации программ такая образовательная организация имеет право на господдержку.
В Воронеже только четыре школы имеют аккредитованные образовательные программы и получают субсидии. Они выходят на государственную итоговую аттестацию и участвуют во всероссийских проверочных работах (ВПР). Можно много декларировать, но мы говорим о качестве образования: ВПР — это проверки качества. Так вот, в них принимают участие только четыре школы. Не знаю, чем это объяснить со стороны частных школ.
Как измерить качество образования? Только с помощью ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Мы никогда не сможем определить, в какой школе лучше образование, пока не станем на равных условиях участвовать в оценочных процедурах.
Хочу пожелать коллегам только успехов: мы делаем одно общее дело с помощью разных методов и технологий, но все стремимся к тому, чтобы во главе всего была личность ребенка.
Кстати
В настоящее время в Воронеже 106 общеобразовательных государственных школ и 11 частных. По данным Росстата, на февраль текущего года в частных школах обучается 0,8 процентов россиян, в развитых странах эта цифра составляет 77 процентов.