Педагоги объяснили, почему треть школьников не справляется с программой

Нужно не новые предметы вводить, а сокращать имеющиеся…

Практически каждый месяц выносятся предложения о включении новых дисциплин в школьную программу. Только за последнее время школьников последовательно захотели осчастливить уроками взрослой жизни, предпринимательства, киноуроками, военной подготовкой и курсом по правам человека. Тем временем, по данным вице-премьера Татьяны Голиковой, около 30% учащихся не справляются и с нынешней программой. По мнению педагогов, причина этого кроется в перегруженности учащихся.

На днях директор Института прогрессивного образования Анна Маркс направила главе Минпросвещения Сергею Кравцову предложение ввести в программу 10-11-х классов курс «Основы взрослой жизни» В рамках новой дисциплины планируется обучать школьников финансовой грамотности, основам психологии и межличностных отношений, правильному питанию, а также решению других «взрослых проблем». Потому что, согласно исследованию Института, 76% российских учащихся не довольны качеством школьной программы, многие из них отмечают, что она несовременна и оторвана от реальной жизни.

Ранее депутаты, чиновники и общественные деятели предлагали внедрить в школьную программу также уроки предпринимательства, киноуроки, курс по правам человека, военную подготовку, цифровую и медицинскую грамотность, генетику и архитектуру. В целом за последние 10 лет попытки расширить школьную программу за счет новых дисциплин осуществлялись более 40 раз.

Тем временем вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что около 30% школьников на сегодняшний день не справляются и с нынешним объемом знаний. Отчасти это связано с тем, в стране до сих пор не созданы «условия для получения качественного общего и среднего образования». Опросы родителей показывают, что около 70% учащихся занимаются дополнительно, самыми популярными предметами являются английский язык, математика и русский.

— Наиболее проблемным предметом у большинства младшеклассников уже много лет остается английский, — объясняет Лариса Терникова, мама двух детей школьников. — Материалы контрольных и проверочных работ абсолютно не соответствуют тому, что дети проходят на уроках, да и вообще качество преподавания оставляет желать лучшего. Чтобы иметь по предмету 4 или 5, нужно регулярно заниматься дополнительно. С математикой похожая история, на уроках полноценно все темы осваивать не успевают, соответственно, дома многое приходится объяснять родителям или же раскошеливаться на репетиторов. Вместо того чтобы добавить в программу дополнительный час математики или русского, время тратится на такой бесполезный предмет как ОРКСЭ, который дети вообще не воспринимают. Лучше бы чиновники совершенствовали качество имеющейся программы, а не пытались пропихнуть в школу новые, никому не нужные предметы.

По мнению педагогов, современная школьная программа излишне перегружена не только большим объемом обязательного для усвоения материала, но и многочисленными проверочными и контрольными.

— Сегодня в школьников стремятся впихнуть знания по максимуму, — объясняет кандидат педагогических наук Виктор Толмачев. — Очень часто это приводит к обратному эффекту. Советская программа школьного обучения была составлена грамотно и логично, про современную этого сказать нельзя. Сложные темы часто даются раньше времени на год, а то и два, кроме того, их изучение нередко выпадает на конец четверти, когда дети традиционно хуже усваивают материал. Еще один важный момент — сейчас в школах стало значительно больше проверочных и контрольных, в результате времени на закрепление материала у учителя просто нет. Все это приводит к тому, что ежегодно растет количество детей, которые не способны усвоить школьную программу. 30% неуспевающих — цифра катастрофическая, она говорит о системных проблемах в среднем образовании. По сути получается, что учебные заведения перекладывают ответственность за обучение детей на их семьи. Однако вместо того чтобы задуматься над этим, чиновники пытаются из года в год впихнуть в учебную программу очередной новый предмет, который впоследствии также окажется не усвоенным или попросту бесполезным.


Источник