Папа решает, а Вася сдаёт

Как не надо помогать школьникам

Выполнение домашнего задания – камень преткновения во многих семьях. По мнению психологов, проблемы изначально возникают из-за неправильного отношения к самому процессу и его организации. Детям необходим досуг, чтобы отдохнуть, погулять, заняться спортом, поэтому важно, чтобы заданное на дом не растягивалось на целый вечер. Что же мы делаем не так и как это исправить?

Не стоит:

* Навязываться. Нет ничего хуже добровольно-принудительной помощи. Если вас о ней не просят, то не стоит её навязывать. Если ваш ученик увлечённо, хоть и не особенно быстро, корпит над каким-то упражнением, не вторгайтесь. Это будет воспринято как давление и вызовет только раздражение.

* Нервничать. Если вас всё-таки спросили о чём-то, но с задачей или уравнением не ладится, нервничать – самая неудачная идея. Просьба обернулась нервотрёпкой и скандалом? В следующий раз к вам просто не обратятся даже в том случае, если будет очень трудно, и ребёнок поймёт, что не справляется.

* Обижать. Ругать за неуспех, а тем более обзывать и словесно унижать. Некоторые взрослые ещё и прибегают к нелестным сравнениям: «Вот Петя из третьего подъезда и отличник, и на самбо ходить успевает, а ты…». Характеристики «какой почерк у тебя корявый», «а вот здесь у тебя очень глупое несоответствие» и иже с ними оскорбляют, обижают, а не мотивируют.

* Делать за ребёнка. Вы теряете терпение и говорите: «Где черновик? Я сама решу, потом перепишешь». Не поддавайтесь этому соблазну: ребёнку надо самому пытаться преодолевать трудности.

* Подкупать. Вроде: «Сделаешь эти два номера – разрешу поиграть на компьютере». Детям нужна чёткая мотивация: я получаю знания ради себя и для себя, а не за «конфетку». Привыкнув к такому «подкреплению», они потом перестанут действовать «за так» (и это коснётся не только учёбы).

* Пугать. «Будешь троечником – не поступишь в вуз!» (ещё более жёсткий и некорректный вариант – станешь дворником, уборщицей). Это довольно отдалённая и туманная перспектива. Поставьте понятные и достижимые цели. Например, можно сказать: «Тебе наверняка приятно, когда что-то получается? А мне как радостно, я тобой горжусь!»

Как быть?

* Давать свободу. Если понадобится ваше содействие, вас попросят об этом или подадут «сигнал» (к примеру, резко захлопнул книжку или захныкал – значит, что-то вызывает сложности), тогда смело спрашивайте: «Тебе помочь?» Разумеется, речь идёт не о первоклассниках: им на первых порах очень нужно присутствие кого-то из близких, чтобы научиться распределять время, усвоить последовательность действий. Но дальше они осваивают эту науку самостоятельно.

* Излучать спокойствие и доброжелательность. А ещё – немного юмора. Если никак не выходит вникнуть в суть заданного, поэтапно вдумывайтесь вместе, попутно гасите вспышки досады из разряда «я ничего не понимаю» и «у меня всё равно не получится».

* Подсказывать – но немного. Не давайте готовых ответов: намекайте, направляйте. Пусть к верному результату ученик придёт сам.

* Поддерживать. Если ребёнок действительно очень огорчён неудачей, успокойте его, найдите правильные слова. Не реагируйте с нетерпением на ошибки. К ним можно отнестись как к помощникам, которые подают знак: вот с этим надо бы поработать. В конце концов, что-то можно отложить, дать мозгу возможность переключиться.

* Поощрять. Хвалите за малейшую победу: красиво написанную букву, выразительно прочитанное четверостишие, решённую теорему. Похвала – лучший мотиватор.

* Отдаляться. Постепенно дистанцируйтесь, сводите своё вмешательство к минимуму, чтобы ребёнок привыкал разбираться с параграфами и графиками один на один. Согласно бытующему в обществе стереотипу, хорошие родители обязаны сидеть с детьми над уроками (очевидно, даже помимо их воли). Однако гораздо проще научить их учиться, как бы тавтологически это ни звучало. Этот навык им очень пригодится.

Вероника Громова