Отложите двойные листочки, возьмите ноутбуки: почему уроки чистописания должны остаться в прошлом?
Пока весь мир отказывается от чистописания, переходит на полускрипт или вовсе учит детей писать на клавиатуре, наши школы продолжают испытывать психику детей на прочность закорючками и палочками в прописях. Как влияет каллиграфический почерк на развитие ребенка? Чем вьетнамцы лучше французов? Должна ли письменная речь развиваться наравне с мультимедийной грамотностью?
Внедрение передовых педагогических практик, отличное технологическое оснащение, прекрасная школьная инфраструктура, высокие зарплаты учителей – это далеко не полный список особенностей, который не имеет никакого отношения к абсолютному большинству российских школ. За редким исключением наши образовательные учреждения не идут в ногу со временем. Скорее прихрамывают и безнадежно отстают.
Изводим тонны бумаги, чернил и нервов детей
Школа даёт нам знания, которые забываются еще до получения аттестатов, а то и до и завершения урока. А правило типа «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» взрослые люди изредка вспоминают только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть абсолютную бесполезность зазубривания учебников. Навык писать от руки, желательно даже красиво, на протяжении всей истории школьного образования был чуть ли не самым главным навыком, который пригождался ребенку во взрослой жизни. И действительно, люди каждый день хватались за ручку и карандаш. Другого способа подготовить рабочие документы, справки, доклады, петиции, шпаргалки, любовные письма просто не было. А сейчас даже в зарплатной ведомости расписываться не надо. Навык «ручного» письма полностью заменил компьютер. Вузовские преподаватели уже лет 20 как не принимают написанные от руки рефераты, еще и капризничают, когда вместо привычного Times New Roman c полуторным пробелом им вручают какой-нибудь Ariel Black. В российских же школах до сих пор скрипят мелом по доске, изводят тонны тетрадок, чернил и нервов детей, у которых далеко не всегда получается писать красиво и без помарок.
Британские ученые выяснили. Но их не послушали
Ученые, педагоги, исследователи приводят аргументы в защиту «ручного» письма и необходимости обучать детей грамотности традиционным способом. Так, по мнению норвежского профессора нейропсихологии Одри ван дер Меер, последствия отказа от привычных ручки и бумаги для целого поколения учеников могут быть катастрофическими. Ведь письмо – важнейший фактор стимулирования работы мозга.
«Когда мы пишем или рисуем от руки, то бросаем нашему мозгу настоящий вызов! Когда же мы перестаём писать или рисовать от руки, то недостаточно нагружаем наш мозг, и появляется риск, что он не сможет достичь своего максимального потенциала при обучении», – утверждает Одри ван дер Меер.
Психолог Вирджиния Бернинджер провела свое исследование. Она сканировала мозг детей из двух групп – одни писали мини-сочинения от руки, другие печатали на компьютерах. У ребят из первой группы усиливалась нервная активность в областях, связанных с рабочей памятью, и в целом их тексты отличались большим лексическим разнообразием и фантазией.
Психологи Пэм Мюллер из Принстона и Дэниель Оппенгеймер из Калифорнийского университета пытались понять, что помогает студентам лучше учиться. Они развели испытуемых по разным комнатам: у одних были ноутбуки, с которыми они обычно сидят на лекциях, других озадачили, вручив им бумажные блокноты и карандаши. И тем и другим пришлось прослушать и зафиксировать одинаковый лекционный материал, а потом пройти тестирование на его усвоение. Студенты с карандашами сдали тест гораздо лучше своих товарищей.
Но результаты исследований американских ученых никого, похоже, не впечатлили. По крайней мере в школах США прописные завитушки уже несколько лет как исключены из обязательных образовательных стандартов.
Больше не проводят уроки письма в Германии и Швеции. В 2016 году финские школы заменили чистописание уроками печати на клавиатуре. Вместо того чтобы часами добиваться идеальной связи букв, школьников учат печатать, используя планшеты. «Система образования должна идти в ногу с техническим прогрессом», – заявила перед принятием этого решения министр образования Финляндии Минна Харманен в интервью финской газете Savon Sanomat.
Хотите отбить у ребенка желание учиться? Вручите ему прописи!
Об отказе от ручек и прописей давно говорят и в России. Для представителей старшего поколения доводы в пользу отказа от письма звучат дико, но молодые учителя «ничего такого» в обучении письменной речи с помощью компьютера не видят.
«Шестилетке сложно сосредоточиться даже на 5 минут, а приходится сидеть и выводить бессмысленные кружочки и крючочки, палочки и завитки. Зачем это ребенку, если с высокой долей вероятности он всю жизнь будет набирать текст на компьютере или гаджете?» – считает учитель начальных классов Мария Князева.
Позицию педагога подтверждает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников. По мнению эксперта, самая убивающая у детей интерес к школе вещь – это написание закорючек и палочек. Дети приходят в первый класс, ожидая, что будут учиться чему-то интересному, а вместо этого начинают рисовать палочки.
«Защитники суждения, что ребенку нужно писать от руки, говорят о развитии мелкой моторики, мышления и о том, что якобы какие-то способности можно получить через руку. Иногда даже употребляется слово “мозг”. Но необходимо помнить, что мелкая моторика развивает человека не в 7 лет. Когда мы говорим про связь моторики и интеллекта – это касается только очень маленького ребенка, а к 7 годам уже не этот способ нужен для развития интеллекта», – подчеркивает Крашенинников.
В качестве примера отсутствия связи между моторикой и умением писать ручкой эксперт приводит отличительную особенность азиатов употреблять пищу с помощью палочек. Означает ли это, что, например, интеллект вьетнамцев развит лучше, чем у жителей Франции? Здравый смысл подсказывает, что вряд ли.
«Второй момент – когда говорят про почерк, руку, письмо, всегда вспоминают каллиграфию. Якобы это настолько особенная вещь, которая развивает уникальные способности, что даже нельзя описать рационально. Но давайте вспомним, что страны, в которых практикуется каллиграфия, погружены и в другую культуру. В арабских странах запрещены изображения в священных книгах, зато развиты каллиграфия и вязь, ими украшены все мечети, но в этом случае письмо – часть культуры с совершенно иным смыслом», – считает психолог.
При этом эксперт уверен, что полностью отказываться от классического письма не нужно. Если человек хочет научиться красиво писать, он может сделать это. Но массово обучать этому детей, заведомо зная, что потом никто из них не возьмется за ручку и бумагу – это бессмысленная трата времени и издевательство над школьниками.
Для ребенка традиционный процесс обучения письму крайне сложен, и смысла этого действия они понять не могут. При этом эксперт уверен, что умение писать ручкой никак не повлияет на успешность ребенка.
«Понятно, что в школе будет оставаться еще обучение традиционному письму, потому что образование достаточно инертное. Но сам вопрос, что нет смысла учить писать с помощью бумаги и ручки очень правильный. Если у ребенка есть таланты, то умение пользоваться ручкой и бумагой никак не повлияет на их развитие, ровно также и обучение письму с помощью клавиатуры не приведет к деградации. Отказ от ручки и бумаги – естественный процесс развития общества, смена культуры, но никак не деградация», – отмечает Евгений Крашенинников.
У школ нет времени учить писать красиво
Существует масса исследований, которые практически в ультимативной форме запрещают отказываться от классического обучения письму в школах. Можно долго спорить об источниках финансирования научных трудов, но что-то подсказывает, что зарабатывающие на письменных принадлежностях корпорации не пожалеют финансов ради спасения бизнеса.
Также нельзя скидывать со счетов тот факт, что многие эксперименты проводились достаточно давно и соотносить их с современными реалиями как минимум странно. Так, например, одно из исследований проводилось еще до 90-х годов XX века. Тогда ученые выяснили, что пишущие от руки студенты, в отличие от любителей понажимать на клавиши, лучше запоминают информацию. Аналогичные же современные исследования таких очевидных преимуществ любителей ручки и бумаги не фиксируют.
Вероятно, это связно с тем, что техника входит в жизнь человека в достаточно раннем возрасте, 30 же лет назад мало кто умел обращаться с гаджетами.
«Россия, одна из немного стран, где сохраняется требование к курсивному письму. Весь мир перешел на полускрипт. И это правильно. Школы не располагают временем на каллиграфический почерк. Но исключить ручку и бумагу из обучения письму мы пока не можем. Во-первых, обучение письму на клавиатуре – это сложная задача для детей, которые начинают обучение школе, во-вторых, нет методики обучения клавиатурному письму. И в нашей стране, к сожалению, этим не занимаются, хотя мы много раз предлагали это Министерству просвещения. Я боюсь, что настанет момент, когда скажут: «А давайте быстренько!». Но быстренько не получится, это сложнейшая комплексная и мультидисциплинарная задача, которую нужно было начинать решать вчера», – считает ученый-физиолог, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких.
По мнению эксперта, обучение клавиатурной грамотности – это мультидисциплинарная задача. Нужно понимать возрастные особенности ребенка, всех когнитивных процессов, хорошо знать психофизиологию формирования навыков письма. Школам пора менять обучение письму с традиционного на компьютерный, и разработка методики должна стать первоочередной задачей для системы образования, но на ее разработку по самым оптимистичным расчетам уйдет как минимум 3 года.