Откуда у детей берётся непродуктивная скука и как с ней бороться
Взрослым странно слышать от детей и подростков слово «скучно». Ведь в огромном неизведанном мире столько занятий и развлечений, а у ребят пока еще есть на них время. Но они все чаще проводят часы, уткнувшись в экран смартфона, не интересуясь ничем по-настоящему. Психолог Марина Ризванова исследует феномен детской скуки и способы борьбы с ней.
Что такое «непродуктивная скука»
Иногда все скучают. Но скука может быть полезной. Это работает так: человек поскучает-поскучает и придумает себе интересное занятие, хобби. Начинает проводить за любимым делом все больше времени, становится профи. Скуку он при этом испытывает все реже, ведь, чем глубже погружаешься в тему, тем больше открывается нюансов, возможностей, путей исследования, что бы это ни было — занятия музыкой, спорт, чтение или виртуозное катание на скейте.
Но есть дети, которые не способны найти свой интерес. Они берутся за что-то и вскоре бросают, даже не успев дойти до сути. Начинают искать что-то новое, но убеждаются, что и тут ошиблись, продолжают скучать или «прожигают время» — уходят в игровую зависимость, листание ленты новостей в социальных сетях. Такая скука непродуктивна.
Какие дети скучают чаще всего
Некоторые дети больше всего склонны к проявлениям скуки. В «группу риска» попадают:
- единственные дети в семье;
Избалованные вниманием от рождения, они привыкли, что с ними всегда кто-то занимается, развлекает. Становясь взрослее, такие дети просто не понимают, как справиться с этой задачей самостоятельно.
- дети четырех-пяти лет;
Малыши в этом возрасте часто испытывают скуку, если оставить их без эмоциональной подпитки. Но это возрастное явление, которое обусловлено тем, что четырехлетки еще не научились себя заинтересовывать.
- школьники с 3-го по 7-й класс;
В третьем классе из моды начинают выходить занятия, интерпретируемые как «детские»: игры, творчество — аппликации, рисование, лепка. При этом отыскать им альтернативу с ходу довольно сложно. Подростки в 5-7 классе возвращаются к творчеству уже на новом витке развития, но еще не могут точно определить свои интересы и увлечения, находятся как бы на перепутье.
- дети родителей-трудоголиков.
Родители, которое все время проводят на работе или за работой, не могут научить детей обращению со свободным временем, потому что сами его подсознательно боятся и не испытывают устойчивый интерес к чему-либо во внешнем мире.
Причины непродуктивной скуки
1. Ребенка не научили ничем интересоваться.
Звучит парадоксально, но интерес прививается взрослыми. Ребенок, которым в детстве не занимались, не знает, чем можно себя развлечь так, чтобы было интересно, боится попробовать новое.
Верно и обратное: взрослые, которые всячески развлекали малыша, дарили ему одно впечатление за другим в готовом виде, спровоцировали у него эмоциональную усталость и пресыщение уже в раннем возрасте. К тому же ребенок не умеет «добывать» эмоции самостоятельно.
2. Скука — семейное занятие.
Ребенок не видит в семье примера увлеченных взрослых, стремления к развитию. Скука может быть ежедневным воспринимаемым фоном:
- взрослые жалуются на рутину «работа-дом»;
- включают телевизор и смотрят все подряд;
- в воздухе ощущается депрессивный фон усталости и разочарования от жизни.
Это становится нормой для малыша, он не понимает, что может быть иначе, и не ищет для себя занятий.
3. Страх неуспеха.
Реальная жизнь с ее сложностями, обязанностями, необходимостью прикладывать усилия пугает ребенка. Он боится не преуспеть, получить неодобрение со стороны взрослых. Тогда на помощь чаще всего приходит яркая, эмоционально захватывающая и безопасная «жизнь» в компьютерных играх и социальных сетях.
4. Желание внимания родителей.
Жалобы на скуку могут быть неосознаваемой, завуалированной просьбой об общении: «Увидь меня, займись мной, помоги мне». Ребенок надеется, что, если будет демонстрировать свою тоску и плохое настроение, родители хоть ненадолго обратят на него внимание.
5. Желание помочь родителям.
Скука у ребенка — это также подсознательный способ переключить внимание родителей с их собственных проблем, вытащить их из тяжелых личных переживаний, связанных со здоровьем и эмоциональным состоянием, с отношениями, работой, финансовым положением — одним словом, со взрослой жизнью.
«В одной семье, которая проходила у меня терапию, чем больше родители ссорились и отдалялись друг от друга, тем интенсивнее у сына проявлялись истерики. Он жаловался, что ему невыносимо скучно, плакал и заставлял с ним играть. Естественно, ребенок бессознательно пытался сблизить маму и папу собственным существованием и необходимостью им заниматься», — говорит Марина Ризванова.
Как бороться с детской скукой?
- Предлагать увлечения.
Хорошо, когда у ребенка есть разноплановый опыт — от чтения и общения до творчества, спорта, игр на свежем воздухе. Как вариант — нужно чаще водить его на кружки, развивающие занятия и мастер-классы, на которых ребенок научится чему-то новому и примерит на себя разные виды деятельности.
Если он чем-то особенно заинтересуется, то продолжит практиковаться, сфокусируется на одном-двух увлечениях. Так развивается сила воли, терпение и вера в себя: «Я могу, у меня получится».
- Привлекать к домашним делам.
Помимо борьбы со скукой, этот способ помогает наладить взаимодействие в детско-родительских отношениях и подготовить ребенка к самостоятельности.
- Приучать занимать себя самому.
Вместе с ребенком родители могут составить список интересных дел, купить творческие наборы, помочь придумать цель, например, предложить сделать подарок папе к его возвращению с работы — то есть «подготовить почву». Теперь пусть зовет друзей, и они занимаются и играют вместе, либо пусть ребенок справляется сам.
- Чаще разговаривать по душам.
Полезно обсудить с ребенком, жалующимся на скуку, его состояние, настроение, желания и мечты. Главное — делать это с интересом и вниманием, чтобы понять, что с ним происходит, и совместно найти варианты решения проблемы (например, из предложенных выше).
- Заняться собой и своей жизнью.
Обычно, если у родителей есть хобби, увлечения, они открыты всему новому и оптимистично настроены, эта увлеченность передается детям. Поэтому, прежде чем спасать ребенка от скуки и решать его проблемы, стоит внимательнее взглянуть на собственную жизнь и досуг.