Некрасивый почерк как показатель функционального состояния ребенка
5 ошибок родителей, которые приводят к неряшливому почерку у ребенка
Некрасивый почерк — это не только снижение оценок даже за правильно выполненные работы и нежелание учителя их проверять, но и показатель функционального состояния ребенка. Многие ошибочно полагают, что первое и главное в обучении письму — научить держать карандаш и заполнять прописи. Почему это не так и какие еще ошибки совершают родители, рассказывает учитель начальных классов и руководитель студии детского развития «Свет Знаний» Светлана Дмитрук.
1. Мало развивают мелкую моторику
Ломаные линии и буквы разной высоты — это чаще всего не неаккуратность и спешка, а неразвитая мелкая моторика. Работать с ней нужно начинать еще до года: постепенно укреплять мелкие мышцы рук и пальцев для лучшего контроля движений при письме.
Когда ребенок только учится держать карандаш и вести линии, вместо бумаги лучше использовать разные поверхности: меловые и маркерные доски, лотки с песком, сахаром или солью, чтобы рисовать пальцами. На этом этапе учиться застегивать пуговицы, нанизывать бисер на нить, лепить буквы из пластилина полезнее, чем постоянно выполнять упражнения в прописях.
Если малышу не хватает усидчивости для поделок, просите его помогать вам на кухне, например, нарезать стручковую фасоль, месить тесто, открывать контейнеры, и по дому, например, опрыскивая комнатные растения из пульверизатора — это развивает силу рук.
2. Не учат правильному хвату
Многие проблемы с почерком возникают потому, что родители с самого начала не проследили за тем, как ребенок держит карандаш. Это перерастает в привычку, от которой затем очень трудно избавиться. Хотя мелкая моторика развивается у всех детей в индивидуальном темпе, считается, что учить правильно держать пишущий инструмент можно примерно в 3 года.
Научить правильному хвату несложно. Положите карандаш кончиком к руке ребенка и попросите взять его большим и указательным пальцами. Когда он перевернет его, чтобы начать рисовать, он будет зажимать его правильно. Другой способ: взять карандаш за кончик большим, указательным и средним пальцами, а затем скользить ими вниз. Во время этого движения пальцы сами примут правильное положение.
3. Не работают над развитием чувства ритма
На аккуратность почерка влияет и чувство ритма. Оно помогает делать буквы округлыми, писать их с одинаковым наклоном и силой нажима и поддерживать равные интервалы между словами.
Полезны упражнения, в которых взрослый отбивает ритм, а ребенок повторяет. Подойдут любые способы: под музыку или без нее, отстукивание на барабанах или по столу, хлопанье в ладоши, по коленям или топанье.
4. Предлагают только один тип письменных инструментов
Чтобы ребенку найти, чем писать, нужно попробовать как можно больше: ручки, карандаши, фломастеры и мелки разной толщины и длины. Нет необходимости использовать все одновременно — чередуйте, чтобы было разнообразие и сохранялся интерес.
Не стоит использовать слишком толстый пишущий инструмент, чтобы между пальцами при письме не было большого зазора.
5. Не следят за силой нажима
Бывает, что ребенок слишком сильно нажимает на карандаш или ручку, так что на бумаге появляется рельеф от букв. Это напрягает пальцы и затрудняет создание плавных линий. Даже если почерк читаемый, это опасно, и в долгосрочной перспективе может привести к судорогам пальцев.
От чрезмерного нажима при письме помогает механический карандаш, стержень которого более хрупкий, чем у обычного.