Нейробиологи выявили действенный способ выучить математику
Математика — один из тех предметов, которые особенно сложно даются школьникам. Однако детям можно помочь. Как? В этом разобрались шведские ученые.
Для лучшего понимания математики детям необходимо развивать пространственную память и мышление. К такому выводу пришли сотрудники факультета нейробиологии Каролинского института (Швеция), статья которых опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Результаты научной работы показали, что развитое пространственное мышление, то есть способность ориентироваться в пространстве, понимать и запоминать расположение объектов относительно друг друга, идет рука об руку с хорошими математическими способностями.
Чтобы подтвердить существование этой связи, профессор когнитивной нейробиологии развития Торкель Клинберг и его коллега Николас Джадд провели масштабное исследование с участием более чем 17,5 тыс. шведских школьников в возрасте шести-восьми лет. На протяжении семи недель по 20-30 минут в день дети тренировали свое пространственное мышление с помощью специального приложения.
В первые пять дней все школьники выполняли одинаковые задания. Затем приложение случайным образом разделило участников на группы с разными планами тренировок. При этом половину времени все дети выполняли один и тот же тип заданий — им нужно было определить правильное положение числа в числовом ряду. А остальное время было посвящено специализированным упражнениям.
Так, в одной из групп упор делался на развитие способности манипулировать в уме положением предметов в пространстве (например, мысленно поворачивать двухмерные объекты под разными углами), в другой — на развитие зрительно-пространственной рабочей памяти (способности запоминать информацию о положении объектов в пространстве), в третьей — на совершенствование пространственного логического мышления. Во всех группах сложность заданий постепенно повышалась.
В конце первой, пятой и седьмой недели занятий школьники проходили математическое тестирование, и во всех группах наблюдалось заметное улучшение результатов тестов.
При этом самыми эффективными оказались тренировки на развитие зрительно-пространственной рабочей памяти и логического мышления. В свою очередь навык мысленно манипулировать положением объектов в пространстве был признан не столь результативным.
Хотя примерно 70% времени дети выполняли одни и те же задания, оставшихся 30% времени, когда типы заданий слегка отличались, хватило для того, чтобы разница в результатах математических тестов между группами достигла 11,5%. Более того, некоторые виды математических задач часть детей начала решать даже в два-три раза лучше, чем остальные, отметили Клинберг и Джадд.
Как пояснил Клинберг в комментарии для сайта PsyPost, это исследование доказывает, что мозг можно натренировать: регулярное выполнение заданий на зрительно-пространственную память и мышление смогло явно улучшить математические способности самых обычных детей.