Не гаснет памяти свеча: имена защитников Отечества на карте города Ухты
Цикл уроков и внеклассных материалов в рамках гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей (5-11 классы)
Холодырёва Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18, г.Ухта, Республика Коми
Участники проекта: Холодырёва Ольга Николаевна – учитель русского языка;
Кожевина Ольга Ильинична – учитель изобразительного искусства;
Канева-Артамкина Елена Михайловна — учитель истории;
Классные руководители кадетских классов (5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Г, 10А, 11А) – 8 человек;
Учащиеся кадетских классов – 168 человек.
Координатор проекта: Максаева Людмила Николаевна, зам. директора по воспитательной работе
Срок реализации проекта: февраль-июнь 2018
Актуальность и важность данной проблемы
Город Ухта – сравнительно небольшой и достаточно молодой город в центре Республики Коми, известный как родина российской нефти. Основан в 1929 году, статус города и название получил в 1943 году. Находясь в глубоком тылу, город, тем не менее, много сделал для Победы в Великой Отечественной войне. Отсюда по Северной железной дороге шли эшелоны с углём, нефтью, топливом для самолётов и танков. Накануне Курской битвы Абвером был разработан план диверсии на северной железной дороге, чтобы перерезать эту важную стратегическую артерию. Ухта и в целом Республика Коми помогли выстоять блокадному Ленинграду, поставляя топливо, продовольствие, теплую одежду, предоставляя кров эвакуированным. Наши земляки мужественно сражались на всех фронтах, о чём свидетельствуют обелиски павшим по всем дорогам войны и Книга Памяти Республики Коми. Под Санкт-Петербургом, на Синявинских высотах, установлен памятник с надписью: «Воинам из Республики Коми, павшим в боях за Ленинград в районе Синявинских высот 1941-1944».
В Ухте много памятных мест, связанных с подвигом защитников Отечества в разные периоды нашей истории: Вечный Огонь, мемориальная стена памяти в Детском парке, памятник воинам-интернационалистам, мемориальная доска с именами учащихся школы №1, погибших во время Великой Отечественной войны, памятник «огненному солдату» Дмитрию Бушуеву, ценой своей жизни преградившему путь пожару в непосредственной близости от ракетных установок в 1965г., несколько памятников ухтинцу Александру Алексееву, первому Герою России, погибшему в Первой чеченской войне, мемориальная доска Герою Советского Союза Николаю Оплеснину, совершившему подвиг в первые месяцы войны на подступах к Ленинграду… Таким образом, наш город – это город не только трудовой, но и воинской славы.
Однако нынешние дети, «поколение планшетов», мало знают о подвигах предков, о славных страницах истории города и страны. Нужна специально организованная, тщательно подготовленная и методически грамотно спланированная работа в образовательных учреждениях по патриотическому воспитанию, в которой ученики были бы не пассивными слушателями, а активными участниками.
Взяв за основу справедливейшее высказывание Д.С.Лихачёва, что «любовь к большому начинается с малого – к любви к своему городу, к своей семье», что к патриотизму надо не призывать, «а воспитывать» (3), мы разработали проект, связанный с формированием исторической памяти на региональном материале — через историю подвига защитников Отечества, чьими именами названы улицы нашего города.
Разработанный первоначально как локальный практико-ориентированный проект по русскому языку в параллели 7 классов (кадетские 7А и 7Г классы), он приобрёл масштабы общешкольного урочно-внеурочного проекта, к которому постепенно присоединяются все кадетские (и не только) классы.
Проект состоит из двух тематических циклов:
*февраль-март: «Имена защитников Отечества на карте города» – проектно-исследовательская и экскурсионная часть проекта, направленная на поиск информации о подвигах защитников Отечества, чьими именами названы улицы города Ухта, создание текстов для уроков русского языка об их подвиге на основе разнообразных источников, проведение тематических уроков русского языка и классных часов в рамках Дня защитника Отечества;
*апрель – июнь: «Георгиевская свеча – свеча Памяти» — цикл уроков русского языка, истории Отечества, изобразительного искусства, классных часов, творческих мастерских по знакомству с символикой и историей Георгиевской свечи, изготовление Георгиевской свечи с орденами, которыми награждены защитники Отечества, имена которых носят улицы нашего города (Николай Оплеснин, Дмитрий Бушуев, Александр Алексеев), участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дню памяти и скорби, с самостоятельно изготовленными Георгиевскими свечами.
Проект разработан Холодырёвой О.Н. совместно с учащимися кадетских 7А и 7Г классов в рамках авторской программы урочно-внеурочной деятельности учащихся «Ратник XXI века» (Программа формирования базовых национальных ценностей средствами предмета «Русский язык»). Обоснование статуса «Авторская программа» — приказ Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми 21-п от 17.01.2018.
Методико-дидактическое оснащение Программы:
1) Холодырёва О.Н. Интегрированное изучение русского языка на основе произведений о Великой Отечественной войне (учебно-методическое пособие, 5-11 кл., издано Министерством образования РК и Коми республиканским институтом развития образования, 2015);
2) Холодырёва О.Н. Учебное пособие «Интегрированное изучение русского языка на основе произведений о Великой Отечественной войне» (ч.1: 5-7 кл., 2015; ч.2: 10-11кл.,2017: Министерство образования РК и Коми республиканский институт развития образования);
3) Холодырёва О.Н. «Ратник XXI века»: программа формирования базовых национальных ценностей учащихся 5-9 классов средствами предмета «Русский язык» (рецензенты: д.п.н., проф. Донская Т.К. – Белгородский государственный институт искусств и культуры, Степихова В.А., к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования; издана Коми республиканским институтом развития образования, Сыктывкар, 2018);
4) тематический текст «Георгиевская свеча» (Холодырёва О.Н.);
5) видеоролик «Инструкция по сборке и безопасной эксплуатации Георгиевской свечи» (YouTube).
Создание гражданско-патриотических проектов в 7А и 7Г кадетских классах соответствует установкам ФГОС основного общего образования на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов с использованием проектно-исследовательских технологий и является системным образовательно-воспитательным процессом. Проект «Не гаснет Памяти свеча: имена защитников Отечества на карте города Ухта» является логическим продолжением системы проектной урочно-внеурочной деятельности учащихся, осуществивших в 5 классе проект «Словарь кадетской чести» (лауреаты Всероссийского конкурса «Словарная столица России», г. Москва, 2016), в 6 классе – проект «Мужество в цифрах» (создание дидактических материалов о защитниках Отечества во время Великой Отечественной и Афганской войн).
Цели проекта: вовлечение учащихся кадетских классов в общественно-полезную практику, формирование активной жизненной позиции гражданина России, будущего защитника страны, приобщение к гражданско-патриотическим акциям-проектам «СвечаПамяти.Онлайн” и международной акции «Георгиевская свеча».
Задачи проекта:
— содействие социальной адаптации, формирование любви к Отечеству и своему городу, воспитание гражданской ответственности учащихся;
— совершенствование у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности, эффективного сотрудничества в команде, публичного выступления, презентации проектных продуктов;
— воспитание личностных нравственных качеств учащихся на примере героизма защитников Отечества, проявленного в военное и мирное время;
— развитие творческих способностей в процессе изготовления и раскрашивания Георгиевской свечи;
— воспитание исторической памяти как основы духовно-нравственных качеств личности подростков в процессе участия с самостоятельно изготовленными Георгиевскими свечами в мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дню памяти и скорби.
Запуск проекта был приурочен к знаменательной военно-патриотической дате – 2 февраля, День окончания Сталинградской битвы (с использованием проектных материалов учащихся прошлого года – «Мужество в цифрах»). Проектные мероприятия, связанные с именами защитников Отечества на карте Ухты, осуществлялись в формате подготовки и празднования Дня защитника Отечества. Презентация первой части проекта состоялась 28 февраля в рамках Республиканского фестиваля «Честь кадета», проведённого на базе МБОУ «СОШ №18» г. Ухты.
Проект разработан с учётом специфики класса — кадетского, однако тематика и содержание проекта актуальны и важны для всех учащихся города, в котором память о защитниках Отечества разных периодов страны (Великая Отечественная война – мирное время – Чеченская война) увековечена в названиях улиц, скульптурных изображениях, мемориальных досках. Проект технологичен, может быть воспроизведен с учетом местной истории в любом населённом пункте Республики Коми и России.
Проектные продукты учащихся (тексты и компьютерные презентации, Георгиевская свеча) использованы и будут использоваться:
1) как основа для тематической экскурсии по городу;
2) как материал для проведения классных часов, бесед, устных журналов и т.д.;
3) как метапредметный материал на уроках русского языка для подготовки к новому экзаменационному формату – итоговому собеседованию, к которому МО РФ рекомендованы тексты о героических/известных людях страны;
4) главный проектный продукт – Георгиевская свеча – предполагается использовать учащимися кадетских классов в городских мероприятиях, посвященных 9 Мая и Дню памяти и скорби (22 июня).
Интерес учащихся к теме проекта и активное участие в нём подтверждают актуальность и важность данного проекта.
Актуальность проекта «Не гаснет памяти свеча: имена защитников Отечества на карте Ухты» состоит также и в том, что данным проектом Ухта впервые присоединяется к Международному проекту «Георгиевская свеча». Опыта участия в проекте «Георгиевская свеча» у Республики Коми, к сожалению, ещё нет. Таким образом, кадетские классы МБОУ «СОШ №18» явятся, вероятно, зачинателями этого важного мероприятия в Республике Коми.
I. Сбор и анализ информации по избранной проблеме
1. Созданию проекта «Не гаснет Памяти свеча: имена защитников Отечества на карте города» предшествовал опрос учащихся 7Гкласса, знают ли они что-нибудь о Георгиевской свече, об улицах, названных в честь защитников Отечества, какой подвиг совершили эти люди. Во время опроса учащиеся смогли назвать только два имени – Николая Оплеснина и Дмитрия Бушуева (часть учащихся живёт на этих улицах), затруднились назвать самую молодую, отдалённую улицу Ухты, названную именем Героя России Александра Алексеева. О подвиге героев учащиеся имели незначительные разрозненные сведения. У учащихся отсутствуют знания о Георгиевской свече. Опрос показал актуальность разработки проекта.
2. Проведение анкетирования в МБОУ «СОШ» №18 по теме проекта среди учащихся среднего звена (7-е классы) и старшеклассников (10-е классы) показало низкий уровень владения информацией по теме проекта у учащихся обеих возрастных параллелей и актуальность данного проекта в рамках школы.
Содержание анкетирования, анализ результатов:
Таблица 1
№ | Вопросы анкеты | Результаты анкетирования |
1. | Назовите улицы Ухты, названные в честь защитников Отечества | 1. Больше всего учащиеся назвали имя Оплеснина (80%), что объясняется активностью темы В.О.войны и близостью улицы Оплеснина к территории школы; 2. Имя А.Алексеева назвали 64% респондентов, что может объясняться несколькими памятниками этому герою в Ухте, один из которых находится в непосредственной близости от школы на ул. Оплеснина, другой – в новой части города, его недавнее открытие активно освещалось в СМИ; 3. Имя Д. Бушуева, совершившего подвиг в 60-е гг., назвали всего 54% респондентов |
2. | Какая улица носит имя героя, совершившего подвиг во время Великой Отечественной войны? | Правильно – 30% Неправильно/не дали ответ – 70% |
3. | Назовите имя первого Героя Советского Союза в Республике Коми. | Правильно – 44% Неправильно/не дали ответ – 56% |
4. | Назовите памятники защитникам Отечества, именами которых названы улицы города. | Среди правильно давших ответ преобладают памятники и мемориальные доски А.Алексееву (назвали 52% респондентов); меньше назвали остальные памятники (мемориальная доска Н.Оплеснину и памятник Д.Бушуеву – 12% и 10%), вероятная причина в том, что летом мемориальная доска Н.Оплеснину частично закрыта кустами, а памятник Д.Бушуеву находится за оградой на редко посещаемой территории коррекционной школы; подвиг Д.Бушуева, совершенный в 60-е годы, мало освещается в современных городских СМИ |
5. | Назовите имя героя, совершившего подвиг в Первой Чеченской войне | Правильно – 57% Неправильно/не дали ответ – 43% |
6. | Назовите имя героя, совершившего подвиг в мирное время | Правильно – 38% Неправильно/не дали ответ – 62% |
7. | Назовите имя первого Героя России в Республике Коми. | Правильно – 42% Неправильно/не дали ответ – 58% |
8. | Что вы знаете о защитниках Отечества, именами которых названы улицы нашего города? | Более полные ответы дали учащиеся кадетского 7А класса, вошедшего в этот проект накануне Дня защитника Отечества и получившего задание по русскому языку, и некадетский 10Б класс в связи с большой работой классного руководителя по патриотическому воспитанию. Меньше всего правильных ответов дали кадеты 10А класса |
9. | Назовите источники информации об этих героях? | Учащиеся указали следующие источники: 71% — школа 20% — Интернет 17%- семья 5,7% — СМИ 2,9 % — прогулка по городу 1, 4% — книги (сумма показателей не равна 100%, т.к. некоторые учащиеся указывали несколько источников) |
10. | Что вы знаете о Георгиевской свече? | 99% респондентов не смогли дать ответ |
Вывод: результаты анкетирования показывают, что главным источником информации гражданско-патриотического содержания является школа (классный руководитель, учителя русского языка и истории). К сожалению, показатели семьи незначительны и занимают скромное третье место после Интернета. В ответах на вопрос №9 анкеты учащиеся не указали ни организованные экскурсии по родному городу, ни краеведческие музеи. На вопрос №10 лишь 1 ученик дал отрывочные сведения о Георгиевской свече. Следовательно, эти моменты должны стать основой проекта.
3. Анализ источников, использованных участниками проекта (учащиеся 7А, Г классов) при создании текстов о защитниках Отечества, чьими имена названы улицы нашего города, показал, что ученики обращаются исключительно к Интернет-ресурсам, вследствие чего была введена информационно-исследовательская часть проекта: сбор всей информации о защитниках Отечества, чьими именами названы улицы родного города, проведение тематического библиотечного урока, посещение библиотек Ухты (детской Гайдаровской библиотеки и библиотеки семейного чтения). Каждая из трёх групп подготовила полный список печатных материалов о своём герое.
К участию во второй части проекта, посвященного Георгиевской свече, был разработан дидактический текст, адресованный учащимся 5-11 классов, содержащий информацию о символике и использованию Георгиевской свечи, подключены учителя истории Отечества, изобразительного искусства, классные руководители кадетских классов, администрация школы.
4. Статистика проекта.
*Количество активных участников первой части проекта – учащиеся 7А и 7Г кадетских классов, разделившиеся на 3 проектные группы (по числу улиц, названных именами защитников Отечества), с командирами проектных групп во главе команд (50 человек).
*Количество учащихся, принявших участие в анкетировании, — 50.
*Количество учащихся, на которых были спроецированы проектные материалы в виде классных часов и тематических уроков русского языка, — 168 (на данный момент). В дальнейшем предполагается проведение во всех кадетских классах тематических классных часов и уроков изобразительного искусства по раскрашиванию/изготовлению Георгиевских свечей.
*Количество учителей, планируемых в участии во второй части проекта, посвященного Георгиевской свече, — 11 человек во главе с директором школы Муравьёвым Виталием Викторовичем.
II. Программа действий, которые предлагается осуществить/осуществлены в ходе разработки этого проекта
Таблица 2
1) Мероприятия первого цикла проекта – «Имена защитников Отечества на карте города Ухта» (февраль – март)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа-опрос о защитниках Отечества, чьими именами названы улицы нашего города | 2.02.18 | Холодырёва О.Н. |
2. | Организация проектных групп | 3.02 | Холодырёва О.Н. |
3. | Личная экскурсия на улицы города | 2-5.02 | учащиеся |
4. | Сбор информации о защитниках Отечества, чьими именами названы улицы нашего города, представление информации в тексте к уроку русского языка | 6-10.02 | Холодырёва О.Н. |
5. | Библиотечный урок. Осуществление информационно-исследовательской части проекта на основе печатных изданий | 14.02 | Холодырёва О.Н., библиотекарь школы |
6. | Посещение городских библиотек с целью знакомства с книгами о защитниках Отечества, чьими именами названы улицы нашего города | 14-19.02 | Учащиеся, родители |
7. | Составление и проведение анкетирования о защитниках Отечества, чьими именами названы улицы нашего города, обработка анкет | 19-22.02 | Вонокан Юлия, Ермолина Ксения (ученицы 7А класса в рамках подготовки исследовательской работы к Республиканской конференции) |
8. | Анализ анкет в 7А классе, подключение учащихся 7А класса к проекту | 24.02 | Холодырёва О.Н., Вонокан Юлия, Ермолина Ксения |
9. | Создание электронных презентаций по теме проекта (о Николае Оплеснине, Дмитрии Бушуеве, Александре Алексееве) | 24-27.02 | Учащиеся 7Г класса: Дубровин Иван и Селезнёв Никита (группа 1), Черепанова Алина (группа 2), Забелинская Екатерина (группа 3) |
10. | Представление материалов проекта в рамках Республиканского фестиваля «Честь кадета» (открытый урок русского языка) | 28.02 | Холодырёва О.Н., учащиеся 7Г класса |
11. | Коллективная экскурсия к памятникам Ухты, посвященным защитникам Отечества, чьими именами названы улицы нашего города, проведение экскурсии учащимися 7Г класса | 10.03 | Холодырёва О.Н.,
Максаева Л.Н. (зам. директора по воспитательной работе), классные руководители 7А, 7Г классов |
12. | Классные часы и тематические уроки по материалам, созданным учащимися 7Г и 7А классов, в кадетских классах МБОУ «СОШ №18» | Конец 3 четверти – начало 4 четверти | Холодырёва О.Н., классные руководители кадетских классов, Максаева Л.Н. (зам. директора по воспитательной работе) |
13. | Посещение краеведческого музея г.Ухты | Весенние каникулы | Холодырёва О.Н., родительские комитеты |
14. | Представление проекта на Республиканской конференции в Центральной библиотеке г.Ухты | 21.04.18 | Руководитель исследовательской работы Холодырёва О.Н., ученицы Вонокан Ю., Ермолина К. (7А класс), оргкомитет конференции |
15. | Подведение итогов первой части/цикла проекта, самооценивание участия в проекте, рефлексия | Конец 3 четверти | Холодырёва О.Н., учащиеся 7А,Г классов, Максаева Л.Н., Муравьёв В.В. – директор МБОУ «СОШ №18» |
Все мероприятия первого цикла (за исключением планируемых на весенние каникулы и в апреле) проведены. Подготовлены материалы (тексты, раздаточные материалы) для второй части проекта, проведена организационная работа в коллективе по реализации проекта «Георгиевская свеча» (мозговой штурм, совещания с классными руководителями, индивидуальные беседы с учителями истории и изобразительного искусства).
2) Мероприятия второго цикла/части проекта – «Георгиевская свеча – свеча Памяти» (апрель – июнь)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Тематический урок «Георгиевская свеча», работа с информационным текстом | апрель | Холодырёва О.Н., ШМО учителей русского языка |
2. | Тематические классные часы «Не гаснет памяти свеча» | апрель | Классные руководители кадетских классов, Максаева Л.Н. |
3. | Тематический урок истории «Георгиевская свеча — ордена Победы» | апрель | Канева-Артамкина Е.М., учитель истории |
4. | Тематический урок изобразительного искусства «Георгиевская свеча – свеча Памяти» | апрель | Кожевина О.И., учитель ИЗО |
5. | Творческая мастерская по изготовлению Георгиевской свечи | апрель | Кожевина О.И., учитель ИЗО |
6. | Экскурсия в новый микрорайон на улицу Алексеева к новому памятнику А.Алексееву с самодельными Георгиевскими свечами | Апрель-май | Холодырёва О.Н., родительские комитеты 7А, 7Г |
7. | Участие кадетских классов в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы | 5-9 мая | Муравьёв В.В., Максаева Л.Н. |
8. | Участие учащихся МБОУ «СОШ 18» в акциях «СвечаПамяти.Онлайн» и Международной акции «Георгиевская свеча» | 8.05.2018 | Максаева Л.Н.,
Холодырёва О.Н. |
9. | Подведение итогов второй части/цикла проекта, самооценивание участия в проекте, рефлексия | Май-июнь | Муравьев В.В., Максаева Л.Н.,
Холодырёва О.Н. |
10. | Участие кадетских классов в Дне памяти и скорби с самодельными Георгиевскими свечами | 21.06.2018 | Муравьёв В.В. |
III. Осуществление деятельности по реализации данного проекта
Контрольной точкой первой части проекта («Имена защитников Отечества на карте города Ухта») стала презентация проекта на метапредметном открытом уроке русского языка в рамках Республиканского фестиваля «Честь кадета» (28.02).
Отзывы присутствующих об идее и результатах проекта
*«Учитель умело организует работу в рамках требований ФГОС. Раскрывая содержание концепта «подвиг», формирует ценностно-смысловое ядро личности» (Ичёткина Т.А., методист КРИРО);
* «Изумительно! Дети успели подготовить и презентации, и тексты, и выступить. Много патриотического узнали о своём городе» (Попова Т.М., Сторожевская кадетская школа);
* «Идея замечательная! Учащиеся показали отличную слаженную работу, свободно высказывают своё мнение. О.Н.Холодырёва провела огромную работу по организации проекта» (Куренная А.В., Ухтинский государственный технический университет)
*«О.Н.Холодырёва умело организует деятельность учащихся по знакомству с жизнью родного города, его героическими страницами через проект, посвященный тем, чьи имена – в названиях улиц города. Формируются навыки самостоятельной исследовательской работы в группах» (Павлова Н.С., МБОУ «СОШ №18).
В завершение презентации проекта в листе самооценки учащиеся отметили, что им было трудно в проекте и что больше всего понравилось.
Среди трудных моментов проекта его участники, учащиеся 7Г класса, отметили следующие моменты:
*отбирать информацию для текста и сжимать её – 11 чел.;
*оценивать себя и других – 6 чел.;
*работать в команде – 1 (новый ученик, нет опыта коллективных дел);
*1 ученица отметила отсутствие сложностей.
22 ученика из 23 отметили, что им всё понравилось в проекте, особенно: компьютерные презентации (4), самим оценивать работу (2), сам процесс (1), «делать всё вместе» (1), многому научился (2), получил много новой информации (2).
Не смогла оценить трудности и интересные моменты проекта 1 ученица (новая ученица, отсутствие опыта проектной деятельности и проектной рефлексии).
IV. Тексты проекта «Имена защитников Отечества на карте г.Ухты», созданные учащимися 7Г класса
Группа 1 представляет «Подвиг Героя Советского Союза Николая Оплеснина»
Николай Васильевич Оплеснин родился в 1914 году недалеко от Сыктывкара. С 1936 года служил в Советской Армии. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Участвовал в боях на Северо-Западном, Ленинградском и Волховском фронтах. В сентябре 1941 года его дивизия попала в окружение. Командиру разведроты Оплеснину поручено было связаться с частями Красной Армии. Выполнив приказ, он с большим риском для жизни прошёл сквозь боевые порядки противника, трижды переплывал реку Волхов, несмотря на обстрелы и низкую температуру воды. Благодаря его активному участию дивизия вырвалась из окружения. За этот подвиг Николай Оплеснин был награждён орденом Ленина и званием Героя Советского Союза. Погиб Николай Оплеснин в 1942 году при подготовке боевой операции по прорыву блокады Ленинграда.
Именем героя названы улицы городов Чудово, Сыктывкара, Ухты. (Текст подготовили Илья Е., Майя Ю., Иван Г.)
Группа 2 представляет «Подвиг «огненного солдата» Дмитрия Бушуева»
Дмитрий Фёдорович Бушуев (1944-1965), ухтинец, был призван в Советскую Армию в 1963 году. Он служил бульдозеристом ракетного полка. 28 июня 1965 года начался большой пожар. Очаг возгорания находился рядом с ракетными установками.
Быстро создать просеку на пути огня могла только машина. Круша деревья, подминая кустарник, Бушуев повёл свой бульдозер. Дмитрий торопился, понимая, что задача сложнейшая: ведь просеку надо было пробить по склону крутой высоты, куда бульдозеру взобраться совсем не просто. И Бушуев ринулся в схватку как солдат, который не вправе отступить, потому что находился на направлении главного удара. Первой сдалась машина: мотор заглох. Бушуев выскочил из кабины, и, несмотря на опасность, схватив рукоятку, пытался запустить его.
Потом сослуживец Дмитрия вспоминал, что, когда добрался до трактора, увидел в полутора шагах от радиатора лежащего на земле Бушуева. Он уже был мертв. Вот как сказал о его смерти поэт Серафим Попов:
Погиб не от вражеской пули,
Не в поле под бомбовый визг…
Ракеты стоят в карауле,
И рядом застыл обелиск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, рядовой Бушуев был награжден орденом Красной Звезды. Именем отважного воина названа улица в нашем городе, та самая, на которой стоит школа, где учился Дмитрий. А у школы – памятник воину. (Текст составили Мария Т. и Диана Н.)
Группа 3 представляет «Подвиг Героя России Александра Алексеева»
Алексеев Александр Иванович (1952-1996) родился в Ухте, окончил школу №3 и Ухтинский технический университет. С 1993 года — начальник Управления кадров ФСБ РФ по Республике Коми.
Несмотря на вполне комфортную тыловую должность кадровика, вызвался старшим группы сотрудников республиканского ФСБ, отправлявшихся в командировку в Чеченскую республику в период Первой чеченской войны. С февраля 1996 года группа размещалась в общежитии ФСБ в Грозном. Срок командировки приближался к завершению, когда на рассвете 6 августа 1996 года в Грозный вошли несколько сотен чеченских боевиков, захвативших важнейшие магистрали и опорные центры столицы.
Крупные силы боевиков были выдвинуты для взятия общежития ФСБ, где находились 90 сотрудников ФСБ, оружие и ценные оперативные документы. Обладание ими было настолько важным, что сначала боевики предлагали сотрудникам сдаться. Потом просто уйти к своим с оружием, потом даже предлагали деньги. Ответом был категорический отказ.
Тогда начался ожесточенный бой. Подполковник Алексеев оказался по званию старшим и потому сразу принял командование. Распределил сектора обороны, назначил на каждый из них командира, наладил учет боеприпасов, оказание медицинской помощи раненым, отдал еще десятки нужных приказаний. А потом взял автомат и пошел на самые тяжелые участки боя. Под его руководством бойцы продержались двое суток. Сам Алексеев получил два ранения, но после оказания медицинской помощи вернулся в строй. В ночь на 9 августа, разведывая возможные пути прорыва из здания к главным силам российских войск, был убит выстрелом снайпера…
Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, подполковнику Алексееву Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. (Текст подготовила Екатерина З.)
Тексты, созданные учащимися в ходе проекта, будут использованы по желанию и с разрешения учащихся в учебном пособии для кадетских классов «Интегрированное обучение русскому языку на основе произведений о Великой Отечественной войне», часть 2 (8-9 классы), автор Холодырёва О.Н. (часть 1 и 3 выпущены издательством Министерства образования РК и Коми республиканским институтом развития образования: 2015 и 2017 гг.).
В МБОУ «СОШ №18» по этим текстам проводятся тематические Уроки мужества и уроки подготовки к новой форме экзамена по русскому языку.
Одним из самых интересных и познавательных моментов после презентации проекта была, по признанию ребят, экскурсия по городу к памятникам, посвященным защитникам Отечества, чьими именами названы улицы нашего города:
1) к мемориальной доске Николаю Оплеснину (улица Оплеснина);
2) к памятнику «огненному солдату» Дмитрию Бушуеву (улица Бушуева);
3) к памятнику Александру Алексееву, первому Герою России в Республике Коми, уроженцу г.Ухта (в сквере «СОШ №3, улица Оплеснина).
У памятников учащиеся сами рассказывали о подвигах этих защитников Отечества.
На фото: 7 «Г» класс у мемориальной доски Герою Советского Союза Н.Оплеснину и возле памятника А.Алексееву (улица Оплеснина)
В ходе экскурсии была проведена беседа. Учащиеся называли, какие черты характера нужны для совершения подвига. Помимо мужества, ученики отметили выдержку и хорошую физическую подготовленность всех героев, которым была посвящена первая часть проекта. На вопрос, готовы ли они повторить подвиг одного из героев, ребята честно признались, что ещё не готовы, что надо много трудиться над собой.
На вопрос о продолжении проекта учащиеся высказали идеи, которые будут реализованы в этом учебном году: провести в кадетских классах (и не только в них) классные часы и тематические уроки русского языка по созданным проектным материалам и весной совершить экскурсию в дальнюю часть города к новому памятнику А. Алексееву (улица Алексеева) с Георгиевскими свечами, изготовленными своими руками.
Проект «Имена защитников Отечества на карте города Ухта» не только сплотил класс учащихся, способствовал совершенствованию их метапредметных проектных и предметных умений (создать текст определенного объема и содержания на основе нескольких источников), но и открыл им свой город с новой, неизвестной стороны, помог познакомиться с разными страницами истории СССР – России, осознать, что «в жизни всегда есть место подвигу». Но к нему надо готовить себя – духовно и физически.
Тематические уроки русского языка «Георгиевская свеча», запланированные на начало четвёртой учебной четверти (апрель), открывают вторую часть проекта (апрель – июнь). Дидактическими материалами урока являются:
1) текст «Георгиевская свеча» (составлен по материалам Интернета Холодырёвой О.Н.);
2) поэтический монтаж по стихотворению Т.Подцветаевой «Свеча памяти».
Ниже приведены дидактические материалы к уроку.
V. Георгиевская свеча
Пока жива связь поколений, наша страна непобедима. Мы дорожим подвигом, совершенным нашими прадедами. Но всё меньше остаётся живых свидетелей тех лет, и всё важнее для нас сохранить память о прошлом. Несмотря на множество памятных символов Великой Отечественной войны, до недавнего времени не было такого универсального предмета, который объединил бы все дни памяти и воинской славы.
Издавна на Руси символом памяти считали свечу, поэтому символом памяти о страшной войне и павших защитниках Отечества стала Георгиевская свеча. Это подсвечник, в основание которого, стилизованное под орден, вставлена свеча в виде патрона от винтовки образца 1941 года. Также можно использовать любую свечу, укоротив её. Сверху на основание надевают тубус из пластика, который защищает свечу от затухания. Верхняя часть тубуса окаймлена Георгиевской лентой.
Основание подсвечника изготовлено из гипса, чтобы на него хорошо ложились краски. Раскрашивание основания в виде ордена доставляет удовольствие и взрослым, и детям. Чтобы подсвечник выглядел ярче, его можно покрыть лаком. Эту свечу, сделанную своими руками, можно взять на любое мероприятие, посвященное памяти о защитниках Отечества.
Чтобы почтить память погибших в любых войнах, зажжем в своём сердце Свечу Памяти! (О.Н.Холодырёва)
Стихотворение «Свеча памяти»
Свеча не плавится, не плачет, не рыдает:
Она о павших в страшных битвах вспоминает,
Её душа горит в огне пожарищ,
Где каждый был как брат, как друг, товарищ.
Она горит, чтоб люди не забыли,
Как зло в смертельной схватке победили.
В свеченье – лики тех, кто победил,
Кто от чумы фашистской защитил,
Кто не дожил до мира, до Победы.
Потомки, помните всегда об этом!
Склоните головы в священной тишине,
Не дайте разгореться вновь войне!
Свечу как скорби знак над миром поднимите
И от неё огонь любви зажгите,
Чтоб не угас над миром жизни свет,
И люди войнам на земле сказали «Нет!».
Горит свеча, душа её рыдает,
О всех погибших в войнах вспоминает…
(Татьяна Подцветова)
Литература:
- Волкова З.Ф. Методическая разработка уроков изобразительного искусства «Георгиевская свеча – ордена Победы». — http://docplayer.ru
- Книга Памяти Республики Коми.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – СПб.: Азбука, 2016.
- Попова Р.Л., Кокин П.Н. «Беру командование на себя» — Киров: ООО «Кировская областная фотография», 2014.
- Холодырёва О.Н. Интегрированное изучение русского языка на основе произведений о Великой Отечественной войне (учебно-методическое пособие, 5-11 кл., издано Министерством образования РК и Коми республиканским институтом развития образования, 2015).
- Холодырёва О.Н. Учебное пособие «Интегрированное изучение русского языка на основе произведений о Великой Отечественной войне» (ч.1: 5-7 кл., 2015; ч.2: 10-11кл.,2017: Министерство образования РК и Коми республиканский институт развития образования).
- Холодырёва О.Н. «Ратник XXI века»: программа формирования базовых национальных ценностей учащихся 5-9 классов средствами предмета «Русский язык» (рецензенты: д.п.н., проф. Донская Т.К. – Белгородский государственный институт искусств и культуры, Степихова В.А., к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования; издана Коми республиканским институтом развития образования, Сыктывкар, 2018).
- Интернет-ресурсы о Георгиевской свече, орденах Победы, уроках Мужества.