Мультисенсорный подход в работе с детьми с дислексией

Опыт Ирины Бахшиян: если на гены и мозг повлиять невозможно, то создать благоприятную среду, которая поможет ребенку научиться читать и писать, родителям и педагогам вполне по силам

5 октября – Всемирный день осведомленности о дислексии. Три года назад Россия также присоединилась к этой глобальной инициативе, помогающей сделать более доступной информацию о нарушении способности к овладению навыками чтения и письма. В нашей стране дислексия – серьезная проблема, ее симптомы диагностируются у 10-15% детей и подростков. Причинами этого состояния наука считает генетику, особенности работы мозга, а также социокультурные факторы.

Ирина работает с детьми с дислексией, используя собственную программу обучения чтению, основанную на мультисенсорном подходе. Вместе с Ириной Бахшиян мы разобрались в том, почему дислексию легче преодолеть, задействуя все органы чувств, и как адаптация метода к личным особенностям помогает ребенку не только научиться читать, но и стать увереннее в себе.

 

Как работают мультисенсорные техники

Единого метода коррекции нарушений чтения и письма не существует, дефектологи используют для этого разные способы. Одним из наиболее авторитетных считается метод Ортона-Гиллингем, разработанный неврологом Сэмюэлем Ортоном и психологом Анной Гиллингем в 30-х годах XX века в США и до сих пор используемый в работе с детьми с дислексией. Суть этого подхода состоит в применении мультисенсорных техник, когда ребенок изучает звуки и буквы через зрение, слух, осязание. Ирина Бахшиян использовала метод Ортона-Гиллингем как основу для создания собственной авторской программы обучения чтению.

«Я выбрала эту методику, потому что она очень эффективна и позволяет адаптировать обучение под конкретного ребенка, учитывая его особенности и потребности, – говорит Ирина. – Пользуясь этой методикой, можно учить детей шаг за шагом, от простого к сложному, помогая им осваивать чтение без стресса».

Ирина Бахшиян разработала свою программу для детей от 6 до 8 лет. Чтобы в течение часового занятия ребенок не устал и не потерял интереса, Ирина проводит его в форме игр и упражнений, задействующих разные органы чувств.

  • Так, визуальный подход, помогающий включить в процесс обучения зрительную память, проявляется в активном использовании карточек с буквами и словами, ярких маркеров и рисунков. Например, ребенок видит букву на карточке, а потом получает задание найти ее среди других.
  • Аудиальный подход подразумевает акцент на слухе. Во время занятий Ирина и ее подопечные много читают вслух, слушают записи и проговаривают звуки. Например, ребенок слышит звук «м», повторяет его вслух и учится ассоциировать его с буквой «М». Это помогает запомнить, как звучат разные буквы и слова.
  • Тактильный подход помогает почувствовать буквы и слова через прикосновения. Под руководством Ирины дети вырезают буквы из бумаги, рисуют их пальцами на песке или создают из пластилина. Это дает возможность физически ощутить форму букв.
  • Кинестетический подход работает за счет использования движения. Дети учатся через активные действия, рисуя буквы в воздухе или шагами «выкладывая» их на полу. Это помогает связать буквы и звуки с движениями.

Благодаря программе Ирины Бахшиян дети с дислексией могут учиться чтению в нескучной игровой форме, усваивая новые знания всеми органами чувств. Возможность слепить буквы из пластилина и нарисовать слова в воздухе помогает глубже ощутить и крепче запомнить информацию.

 

Почему важна персонализация

Авторы методик по преодолению дислексии не всегда учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка, и это существенно снижает действенность занятий. Эффективность программы Ирины Бахшиян во многом объясняется тем, что она позволяет адаптировать процесс обучения в зависимости от потребностей подопечного.

«Я считаю, что индивидуальный подход — это ключ к успешному обучению, особенно для детей с дислексией», – объясняет Ирина.

Занятия по своей программе Ирина начинает с оценки уровня навыков и трудностей ребенка, а затем разрабатывает персонализированный план, в котором учитывает сильные и слабые стороны своего подопечного, темп усвоения материала, предпочтительные способы восприятия информации и конкретные трудности, с которыми он сталкивается.

Если у ребенка есть сложности с восприятием звуков, во время занятия Ирина уделяет больше внимания аудиальным упражнениям – прослушиванию и повторению звуков, чтению вслух и фонематическим играм, развивающим слуховое восприятие речи. Если ребенок лучше усваивает материал через визуальные образы, Ирина активно использует карточки, диаграммы и другие наглядные материалы. Если важна кинестетическая составляющая, добавляет больше движений и тактильных упражнений, например рисование букв в воздухе или на поверхности.

Адаптация программы касается и темпа обучения. Если ребенок осваивает материал медленнее, Ирина работает в удобном для него ритме, закрепляя пройденное, прежде чем переходить к следующему этапу. Если же ребенок быстро прогрессирует, усложняет программу, чтобы поддержать интерес к обучению.

Персонализированный подход помогает добиться лучших результатов, поскольку ребенок получает возможность учиться наиболее естественным и эффективным лично для него способом.

 

Зачем нужны поддержка и поощрение

Неудачи в учебе из-за трудностей с чтением и письмом часто вызывают у детей с дислексией психологические проблемы. Атмосфера дружелюбия и поддержки, создание которой Ирина Бахшиян называет одним из ключевых аспектов работы по своей программе, помогает ее подопечным забыть о стрессе, сопровождающем их в повседневной жизни, и поверить в свои силы.

На занятиях, по словам Ирины, она старается создать комфортную обстановку, позволяющую детям чувствовать себя защищено, уверенно, не бояться ошибаться и свободно выражать свои чувства и эмоции. Это снижает у ребенка уровень тревожности и делает его более восприимчивым к обучению. Готовность педагога поддержать каждый успешный шаг своего подопечного помогает ему осознавать свой прогресс. В итоге у ребенка улучшается самооценка и формируется позитивное отношение к процессу учебы.

Программа Ирины Бахшиян также способствует развитию социальных навыков. Если занятия проходят в группе или в паре, дети учатся работать вместе, поддерживать друг друга. Это помогает им более уверенно общаться со сверстниками в повседневной жизни.

Благодаря включению упражнений, развивающих внимание, память и мышление, занятия помогают улучшить общее когнитивное развитие ребенка, а двигательная активность способствует развитию мелкой моторики и координации. Последнее очень важно, поскольку позволяет интегрировать упражнения в повседневную жизнь и закрепить навыки не только на занятиях с педагогом, но и дома.

«Родители часто отмечают, что после занятий дети с удовольствием продолжают выполнять задания дома и проявляют больше интереса к чтению и письму, – говорит Ирина. – Это показывает, что программа не только эффективна, но и действительно нравится детям».

В ответ на просьбу рассказать об интересных случаях из практики Ирина вспоминает о работе с детьми со смешанными типами дислексии – для дефектологов это самые сложные дети, требующие упорной работы. Одной из подопечных Ирины была девятилетняя девочка с аграмматической и семантической дислексией, а также недоразвитием фонематического слуха. Она испытывала проблемы с построением правильных грамматических конструкций в предложениях, часто путала окончания слов и не могла согласовать их по родам и числам, а также с трудом понимала смысл прочитанного текста. Недоразвитие фонематического слуха еще больше усложняло ситуацию, так как девочка с трудом различала звуки и не могла правильно произносить или писать слова.

Ирина начала работу с развития фонематического слуха, используя упражнения на различение и повторение звуков, что помогло девочке лучше слышать и различать фонемы. Одновременно шла работа над грамматикой, особое внимание уделялось правильным окончаниям и согласованию слов в предложениях.

«Например, мы использовали карточки с картинками и словами, составляли предложения и искали ошибки, постепенно улучшая грамматические навыки,вспоминает Ирина. Для развития понимания прочитанного текста я внедрила упражнения, направленные на работу с короткими и простыми текстами, где мы вместе разбирали смысл каждого предложения».

Через несколько месяцев систематической работы девочка стала делать меньше грамматических ошибок, лучше понимать прочитанное и правильно воспринимать звуки. Занятия также положительно сказались на ее психологическом самочувствии.

В ближайшее время Ирина Бахшиян планирует опубликовать авторскую программу обучения чтению с использованием методики Ортона-Гиллингем на своем сайте. У Ирины есть ряд публикаций, посвященных коррекции дислексии, в научной прессе («Журнал прикладных исследований» и др.), а также опыт рецензирования научных работ коллег (издание «Актуальные исследования»). В будущем она намерена активнее распространять свои методики, в том числе через собственную интернет-площадку. Это позволит ей делиться эффективными инструментами для работы с дислексией с теми, кто в них нуждается: дефектологами, педагогами, родителями. Внедрение программы Ирины Бахшиян в широкую практику поможет детям с дислексией в школе, а попутно вернет им уверенность в своих силах и удовольствие от процесса учебы.

Источник